Как Россия за счет поправок к Конституции усилится на международной арене
За темой распространения коронавируса в СМИ несколько на второй план отошла тема поправок к Основному Закону страны. Однако после нормализации эпидемиологической обстановки нам предстоит провести всероссийское голосование по этим поправкам, поэтому мы продолжаем обращаться к различным экспертам с просьбой разъяснить и оценить те и или иные изменения, которые хотят внести в Конституцию.
- Южный Урал поддержал закон о введении президентских поправок в Конституцию
- Уравновесить власть. Зачем вносят изменения в Конституцию России
На годы вперед
— Дмитрий Федорович, а насколько сама процедура внесения поправок соответствует закону?
— То, что это абсолютно законно, у меня никаких сомнений нет. Эта процедура прописана в законе о порядке принятия поправки к Конституции. По большому счету мы такой закон принимаем уже в третий раз. В 2008 году принималось увеличение сроков полномочий Государственной думы и президента, устанавливалась обязательность отчета правительства. В 2014 году поправка касалась объединения Верховного и Высшего арбитражного суда. Нынешняя поправка была инициирована президентом, что в точности соответствует конституционно установленному порядку, а вот поправки в сам закон могли вносить все субъекты законодательной инициативы, у нас их в стране более 700.
— В чем была необходимость именно сейчас государству браться за поправки к Конституции? Сложился какой-то исторический момент?
— Здесь нужно смотреть на послание президента. Потому что оно неразрывно связано с предложенными поправками. По сути, это закрепление в тексте Основного Закона тех векторов развития страны, которые ранее проговорил Владимир Путин в своем послании. Президент смотрит немного вперед, ведь послание — это не план работы на год, это программная вещь, которая определяет развитие страны и государственную политику на годы вперед. А для того, чтобы это сделать незыблемым, Владимир Путин предложил оформить это в виде изменений в Конституции.
Почему это нужно было сделать сейчас, например, можно показать на одном из блоков этих изменений, посвященном госстроительству. Очень много копий было сломано, например, относительно нашего участия в международных организациях и их положения в системе права. Но эта часть Конституции неизменяемая, просто так взять ее и переписать мы не можем, это возможно только через принятие нового текста. Норма о том, что международные нормы не могут противоречить нашей Конституции, есть и сейчас. Но было необходимо, на мой взгляд, окончательно закрепить это в тексте Конституции, чтобы впоследствии поменять, обойти или как-то иначе интерпретировать было невозможно.
Мы прекрасно понимаем, что мир сейчас входит в некий период турбулентности. Нынешнее положение вещей не устраивает многих геополитических игроков. Влияние и растущая сила некоторых государств и объединений (это касается и Китая, и России, и некоторых стран Латинской Америки) не устраивает тех, кому выгоден миропорядок, сложившийся в 90-х годах прошлого века и базирующийся на одном гегемоне. Но этот миропорядок уже разрушился, однако все равно идут попытки его вернуть, вмешиваться в дела других государств, расшатывать экономику других стран за счет перекрытия рынков сбыта. В этой ситуации подтверждение, например, незыблемости наших границ, закрепление и окончательное оформление национализации элит, подтверждение наших конституционных норм над нормами международного права имеет очень важное геополитическое значение. И это сигнал на будущее о том, что мы считаем, что России правильно исходить и во внутренней политике, и во внешней политике исключительно из интересов нашей страны, нашего народа.
За спиной СССР
— А зачем нужно закреплять статус Российской Федерации как правопреемника СССР?
— Это привет всем тем, кто сейчас, например, рассуждает даже чисто теоретически о возможности переписать устав ООН, с тем чтобы исключить Россию из постоянных членов Совета безопасности. Они пытаются кивать на то, что когда-то в ООН было три союзные республики — РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР. Но нет, мы исходили и будем исходить во всех международных взаимоотношениях из нашей конституционной нормы, что именно Россия является правопреемником СССР. Казалось бы, это просто декларация, но из нее будет выстраиваться и правоприменительная практика, и наше отношение к решениям международных организаций, и в целом наша политика на международной арене. Мы продолжатель дела СССР в части членства в международных организациях, в части имущества дипломатических представительств и так далее.
И надо понимать, что у нас в этом вопросе железная логика. Ведь Российская Федерация по факту взяла на себя все долги Советского Союза, взяла ответственность за все ядерное оружие СССР, сохранила за собой место в Совете безопасности ООН. Обязательства, которые были за Советским Союзом, исполнялись именно Российской Федерацией… Ни одна союзная республика не платила, например, по долгам СССР вообще никогда. Так что в Конституции мы закрепляем по факту сложившийся статус.
Поделиться