Евгений Маклаков: «Нить между политикой пренебрежения PR и реальным политическим кризисом очевидна»

14 Февраля 2017 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Евгений Маклаков: «Нить между политикой пренебрежения PR и реальным политическим кризисом очевидна»

Стоит ли муниципалитетам пренебрегать информационным сопровождением своей деятельности, чем чревата политика фанфар и есть ли в Челябинской области примеры успешных PR-кампаний на муниципальном уровне? На эти и другие вопросы вы сможете узнать ответы из нашего разговора с Евгением Маклаковым, политтехнологом, координатором «PR-дозора».

— Относительно PR-сопровождения муниципальной власти существует несколько точек зрения. Есть радикально противоположные. Первая гласит, что местной власти PR не нужен (люди увидят реальные дела и сделают нужные выводы и без информационной накачки). Вторая: любые вопросы можно решить (замазать или приподнять), используя лишь PR-технологии. В чем ошибки того и другого радикального взгляда и к чему они могут привести?

04_Евгений-Маклаков_DSC_0483.jpg— Я уверен, что у PR-сопровождения деятельности муниципальной власти есть одна главная задача — налаживание двусторонней коммуникации, диалога власти и общества. Связи с общественностью должны пронизывать всю деятельность администрации муниципального образования, присутствовать на всех этапах планирования деятельности и в выполнении основных функций. Сегодня уже хорошо то, что местные власти вообще знают слово «пиар».

Первый названный вами вариант подхода к PR-сопровождению органов муниципальной власти характерен для тех территорий области, где руководитель достаточно «возрастной» и, как правило, придерживается консервативных взглядов. Он знает, что такое связи с общественностью, но большого прока в них сегодня не видит. Он рассуждает, к примеру, так: зачем платить дорогому хору СМИ, если сойдет и так? Тем более он думает, что качественный пиар необходим, когда есть реальная конкуренция, когда глава выбран прямыми выборами и вынужден отчитываться перед избирателями. Ну а если ты зависишь не от избирателя, а только от вышестоящего начальства, то какой смысл наводить красоту?

В этом подходе кроется главная ошибка коммуникации мэра с населением. Она получается одноканальной. Но такой руководитель забывает, что мир не стоит на месте и информированность населения возрастает. Люди уже способны быстро самоорганизоваться, растет юридическая и политическая грамотность, есть с кем посоветоваться. И на самом деле есть готовность работать с властью. Так в чем проблема? А в том, что мэр считает, что он здесь хозяин, и не видит смысла коммуницировать с кем-либо. Если такой глава чувствует непонимание и несогласие с собой, нередко начинает давить как бульдозер. А чем больше люди чувствуют давление власти, тем активнее они готовы сопротивляться и даже политизироваться. Таким образом, мэр получает уже серьезный конфликт на своей территории. Вот так просто можно провести нить между политикой пренебрежения PR и реальным политическим кризисом.

Вариант, когда глава попросту не работает, но при помощи фанфар и барабанного боя льет в уши населения сплошной позитив, чреват тем, что долго это делать просто невозможно. А в условиях экономического кризиса и интенсивной политизации общества делать это еще и практически сложно. Приток денег в местные бюджеты сокращается, расходы на PR минимизируют, под сокращение попадают бюджеты местных СМИ. И все вдруг начинают видеть, что король-то голый и в королевстве-то бардак. И вновь возникает социальная напряженность.

— А в самом обществе есть запрос на обратную связь с муниципальной властью?

— Сегодня абсолютно ясно одно: запрос на эту обратную связь существует! Политика глухоты будет способствовать усилению напряженности внутри муниципалитета, конфликтности внутри общественных объединений и власти. А это весьма опасно. К тому же опасность усиления конфликтности назревает накануне следующего политического цикла перед выборами президента.

В связи с этим местные политики должны четко понимать: залог их стабильного успеха в том, чтобы населению было досконально и прозрачно известно все, что делается местной представительной и исполнительной властью! Излагать и разъяснять эту политику следует внятно и аргументированно, добиваясь тем самым доверия и поддержки у населения инициатив власти. Не следует забывать, что связи с общественностью — это прежде всего убеждающие коммуникации на основе предоставленной властью информации.

— Если не брать в расчет выборные политические кампании, какие успешные примеры вам наиболее запомнились в продвижении муниципалитетов?

— Я думаю, что как таковой южноуральской муниципальной информационной политики у нас почти не было. Все сложности и проблемы в организации и функционировании связей с общественностью в муниципальных органах власти связаны с тем, что работа пресс-секретарей или PR-подразделений осуществляется односторонне, отличается шаблонностью и формалистикой. Мало того, еще и руководство муниципалитета зачастую пытается ими управлять без учета особенностей PR в таких образованиях. Перекос идет в сторону подражания региональным органам власти, где упор делается на взаимодействие со средствами массовой информации, на аналитическую и представительскую деятельность. А в местных органах власти нужны прежде всего эффективные коммуникации, стабильное контактирование с населением, выстраивание конструктивного диалога, обратная связь…

Но в последнее время ситуация начинает отдавать позитивом. В муниципальный PR пришло новое поколение крепких профессионалов из бывших журналистов, политтехнологов, маркетологов. И все принесли в профессию что-то новое. Добавили публичности, интриг, повысили конкуренцию и принесли новые технологии. К примеру, партизанский и вирусный маркетинг, перформанс, эпатаж, скандал и т.п.

Мне в первую очередь как образец генерации неожиданных и мощных инфоповодов видится Сатка. Сейчас с легкой руки журналистов небольшой город имеет неофициальный титул шахматной столицы Урала. И каждый приезд в город звезд мировых шахмат Бориса Спасского, Анатолия Карпова становится событием регионального и федерального масштаба. Крупные инвестиционные проекты, выставки картин знаменитых художников и много других «вкусных» событий типа Фестиваля кислицы создают этому городу великолепный имидж. А ведь промышленных производств там не меньше, и проблем в ЖКХ хватает, но власть умело использует PR-инструментарий, и это позволяет быть в контакте, в диалоге с местными жителями и делать общую повестку позитивной.

Отлично отрабатывает свою традиционную тему гравюр и оружия Златоуст. Приятно смотреть, как это становится достойнейшим брендом не только Златоуста и Челябинской области, но и России в целом.

Посмотрите, как эволюционировали прежде известные лишь узкому кругу «Расулевские чтения» в Троицке, а теперь ставшие знаковым событием в мусульманском мире. К слову сказать, и национальный праздник Сабантуй из местечкового мероприятия превратился в огромный фестиваль с гостями из соседних областей и республик. Понятно, что здесь большая роль принадлежит PR-блоку и позиции областной власти, поддерживающей потенциально перспективные инфоповоды, но надо отдать должное и местным специалистам, умело использующим этот ресурс в формировании имиджа своей территории и местных политиков.

Но есть и примеры, когда уникальное событие, которое могло быть одним из драйверов развития имиджевой составляющей территории, с точки зрения PR было отработано, мягко говоря, посредственно.

Анкета эксперта: Маклаков Евгений Валерьевич

Поделиться

Вчера | 15:51
Вячеслав Володин рассказал, какие законы вступают в силу в апреле

Спикер Госдумы опубликовал в своем телеграм-канале традиционную подборку изменений в законах.

24.03.2024 | 13:42
Президентские выборы показали консолидацию общества

Пресс-центр «Гранада Пресс» провел «Экспертный клуб» на тему «Выборы президента-2024: о чем говорят результаты».

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты