Утомленные экологией. Челябинская область мобилизует ресурсы для решения главной проблемы

6 Марта 2018 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Утомленные экологией. Челябинская область мобилизует ресурсы для решения главной проблемы

Южноуральские промышленники готовы вкладывать миллиарды в экологизацию производств, причем эти затраты не должны повлиять на качество развития предприятий. Успешное решение этой задачи поможет исправить ситуацию и в конечном счете избавиться от негативного имиджа, уверены областные власти.

Не тот имидж

Съезд СПП проходил с участием губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, который накануне присутствовал на послании президента Федеральному собранию. Как известно, Южный Урал в выступлении главы государства был упомянут как одна из территорий, сложных с точки зрения экологии. «Не думаю, что нам это нравится. Но мне кажется, у нас есть заделы, которые позволяют нам смотреть на этот вопрос с оптимизмом, — отметил Дубровский. — Это совершенно измеримая задача, на выполнение которой есть бюджетные ресурсы. Нам нужно согласиться с тем, что это приоритет, и сосредоточиться на этой задаче. Она очень сложная, но другого пути у нас нет. Мы не можем не реагировать на запросы общества, не можем находиться с людьми в конфликте. Иначе у нас нет будущего».

Задача, по словам губернатора, двуединая: предприятия должны наращивать объемы производства, снижая при этом нагрузку на экологию: «И нам нужно дать четкий посыл нашим гражданам: мы знаем, как решить эту задачу. И сделать так, чтобы о Челябинской области не говорили как о «сложной» с точки зрения экологии. Этот не тот имидж, каким надо гордиться».

О заделах, внушающих оптимизм, можно судить по следующим цифрам. Южный Урал впервые за пять лет закончил год с профицитом бюджета в размере около 7 млрд рублей. Индекс промышленного производства в 2017 году вырос на 5,3 %.

Слабое звено

Обязанность внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ) для снижения эконагрузки отражена в ФЗ № 219. Закон должен был вступить в силу с начала этого года, однако сроки были перенесены. По словам депутата Госдумы РФ Владимира Бурматова, бизнес показал более серьезный настрой к переходу на НДТ, чем федеральные чиновники. «Слабым звеном оказались не заводы, а министерство природы РФ, которое до сих пор не составило перечень предприятий для перехода НДТ, — рассказал Бурматов. — Не утверждены и требования к автоматическим приборам учета выбросов, которые должны устанавливаться на трубы. Вообще внедрение инноваций откладывалось уже несколько лет, и вчера мы услышали от президента, что больше переносов не будет».

Депутат также упомянул о совместных с РСПП действиях по выявлению предприятий, которые уже инвестировали в очистные сооружения, но из-за нерасторопности чиновников минприроды рискуют оказаться «не в теме». «Завтра может оказаться, что предприятия поставили не то, что нужно, и будут вынуждены заплатить за демонтаж и вложиться в новые проекты. Это, на наш взгляд, недопустимо. Мы запустили мониторинг, чтобы выяснить, сколько предприятий попало под эту историю, чтобы это было учтено правительством», — отметил депутат.

Ради эффекта

Южный Урал стал одним из немногих регионов страны, где власти заключили с крупными предприятиями соглашения: бизнес инвестирует в экологизацию производств, получая взамен льготы по налогу на движимое имущество. О готовности заключить такие соглашения заявляют сейчас и другие предприятия, в частности, Челябинский цинковый завод.

Министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников озвучил порядок предоставления льгот, подчеркнув, что вычеты будут возможны лишь в тех случаях, когда эффект по факту достигнут: «Когда мероприятия завершены, положительный экологический эффект зафиксирован и это все документально подтверждается, предприятие приносит документы в минэкономразвития, и мы делаем соответствующее заключение, с которым предприятие идет в налоговую инспекцию и получает возможность уплаченные налоги на движимое имущество из бюджета вернуть».

После этого завязалась небольшая дискуссия. По словам первого вице-президента СПП, председателя совета директоров ЧТПЗ Александра Федорова, в 2018 году завод намерен потратить на проектирование 400 млн рублей, еще 600 млн будет потрачено в 2019-м на внедрение оборудования и запуск в эксплуатацию. То есть реальный эффект будет достигнут только в 2020 или 2021 году. «Мы что, копить будем эти налоговые вычеты?» — спросил Федоров.

Сергей Смольников ответил утвердительно, добавив, что этот вопрос был для них одним из принципиальных. «Может возникнуть ситуация, когда предприятие понесло первоначальные затраты, но эффекта не достигло и по каким-то причинам не довело проект до конца. При этом налоговые вычеты оно уже получило, — продолжил он. — Думаю, к нам будет много вопросов, в том числе от проверяющих органов, почему мы не сделали возврат из бюджета, а экологический эффект, ради которого все и затевалось, достигнут не был».

Борис Дубровский подчеркнул, что важно наработать практику в этом вопросе. «Это же, собственно говоря, наша новация, — сказал он. — Давайте ее будем пробовать, и тогда поймем, как сделать так, чтобы не нарушать законодательства, не подвергать никого риску, ведь не исключено, что кем-то это будет воспринято как схема ухода от налогов. Ну и, собственно, достигать той цели, которую мы перед собой ставим».

Но вопросы к Сергею Смольникову были не исчерпаны. Заместитель исполнительного директора компании «Фортум» Сергей Комарь поинтересовался, как в минэке соотносят объемы затрат на экомероприятия и размер полученного эффекта. «Можно ведь потратить миллион долларов, а выхлоп будет очень маленький. Где та грань, при которой целесообразно вообще это делать? И еще: где тот четкий критерий, по которому будет решаться, давать льготы предприятию или не давать?» — заметил Сергей Комарь, намекнув на отсутствие четкой логики в коллегиальном принципе принятия таких решений.

— Мы как раз будем нарабатывать эту практику, будем использовать в том числе и аналоговые методы, — ответил министр. — То, что эффект может быть несопоставим с вложенными затратами, мы обсуждали буквально вчера. Как бы вы ни относились к коллегиальному органу и его компетенциям, вопросы такие должны рассматриваться...

— А теперь я хочу вам задать вопрос, — не дал закончить докладчику Борис Дубровский, обращаясь к Комарю.— А вы что, будете инвестировать миллион долларов, получая на выходе копейку? Очевидно же, что вы будете оценивать мероприятия с точки зрения эффективности, вы же практики.

— Конечно, тогда разрешите еще пример? — спросил представитель «Фортума».

— Давайте, давайте, это интересно.

— Есть такая проблема, которая хорошо известна тем, кто пользуется водой для технических нужд. Когда мы берем на входе грязную воду и нас постоянно штрафуют за то, что мы ее не чистим. От меди, например. Очистное оборудование очень дорогое. Так вот, это оборудование надо ставить или нет? Но эффект там небольшой.

— Ну вот мы сядем этой комиссией и разберемся. Понимаете, мы же говорим только о налоговой льготе на движимое имущество, не более того. Очевидно, что она не покроет полностью размер инвестиций, это нам всем понятно... Но если вы инвестируете в оборудование и на выходе у вас будет пусть не питьевая, но вода для рыбохозяйственных целей, мы это оборудование точно освободим. Я лично приду на комиссию и заставлю.

— Спасибо, Борис Александрович.

— Спасибо большое вам за вопрос, — ответил взаимностью Дубровский. — Что меня радует в таких вопросах? Очевидно, что вы уже изучаете эту ситуацию, и это здорово. Сейчас наша цель одна — сформировать режим работы, который позволит снизить экологическую нагрузку. Это наша стратегия, и мы с вами готовы в нее инвестировать. С нашей стороны — уменьшение налога. А от вас будет зависеть правильный выбор природоохранных объектов. Я понимаю, что вы точно будете применять только максимально эффективные технологии. Ваши инвестиции не могут быть другими. Это вы примете решение, какое оборудование поставить, а не мы. Может быть, оно стоит миллиард долларов, а может, двести миллионов. Причем эффект на выходе тот же самый. Какое решение вы примете? Ясно, что за двести миллионов.

Поделиться

07.05.2024 | 16:04
Карьера в гору. Как челябинский комбинат влюбил в себя сотни работников

Изучаем опыт одного из самых молодых ГОКов региона.

03.05.2024 | 16:18
Инженер с детства. Челябинск принял финал конкурса юных технарей России

Столица Южного Урала вновь стала площадкой соревнований всероссийского масштаба. И речь идет вовсе не о спорте. Сюда приехали 650 детей и подростков из 53 российских регионов и Республики Беларусь, которые стали финалистами конкурса «Инженерные кадры России» («ИКаР»).

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты