Французы «строят» челябинцев. С появлением на местном рынке DIY еще одного иностранного игрока конкуренция станет жестче

28 Сентября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Французы «строят» челябинцев. С появлением на местном рынке DIY еще одного иностранного игрока конкуренция станет жестче

К уже прочно закрепившемуся в челябинском DIY-сегменте («сделай сам», строительно-отделочные материалы и товары для дома) гипермаркету французской сети Castorama добавился магазин такого же формата и родом тоже из Франции — Leroy Merlin (запуском обоих проектов в Челябинске занималась компания «Родник»).

С усилением международных позиций конкуренция на местном рынке строительно-отделочных материалов явно усилится. Но если тот факт, что более мелким игрокам придется несладко, почти очевиден, то с борьбой за покупателя между двумя равными «варягами» ситуация неоднозначная. С одной стороны, в Leroy Merlin могут перетечь потребители Castorama, а с другой — новичок может «закрыть» потребности жителей Ленинского и отчасти Тракторозаводского районов, а также копейчан.

Куда жилищный, туда и отделочный

Если рассматривать рынок DIY в целом по России, а это представляется нам вполне уместным, поскольку в разных регионах в той или иной степени прослеживаются одни и те же тенденции, то можно смело сказать о его динамичном развитии. Несмотря на экономические перипетии, строительно-отделочный сегмент систематически демонстрирует положительную динамику. По данным «Российской газеты», в прошлом году объем рынка вырос в денежном выражении до 1,54 трлн рублей (+9 %), в 2015-м этот рост продолжился, и, по прогнозам аналитиков, за 2016 год его объем может достичь 33 млрд долларов. В том числе за счет активного расширения и региональной экспансии крупных международных DIY-сетей, таких как OBI, Castorama, Leroy Merlin, условно относящаяся к отделочному сегменту IKEA и другие «варяги».

В то же время заявлять о том, что кризис никак не повлиял на «диайвайщиков», было бы неверным. Рост в этой сфере бизнеса хоть и происходит, но темпы его снижаются. Очевидный спад специалисты зафиксировали в первой половине этого года, и спровоцировано это движение со знаком «минус» было целым клубком взаимосвязанных и взаимозависимых причин: ростом курсов валют, снижением доступности ипотеки и падением рынка продаж новостроек. Логичным следствием этого набора неприятных тенденций стало снижение потребности в ремонте и, следовательно, в покупке строительных материалов. Владельцы квартир в связи с удорожанием материалов тоже отложили до лучших времен ремонты и косметическую отделку жилья.

Однако, несмотря на небольшой спад, в целом рынок продолжает свое развитие. Как пишут федеральные СМИ, в последнее время DIY стремится к комфортному формату продаж, следуя за потребительским спросом. Ведь, как отмечают эксперты, покупатели все чаще отдают предпочтение центрам, супер- и гипермаркетам с широким ассортиментом продукции, продуманной ценовой политикой, различными сервисами, в том числе связанными с доставкой товара, и так далее.

Челябинск «сделает сам» свой рынок?

В столице Южного Урала число организаций, торгующих отделочными материалами, если верить популярному электронному справочнику, давно перевалило за сто. Среди них как сетевые проекты, типа «Перекресток», «Объект», «Агора», «Идеи для дома», так и одиночные магазины, супер- и гипермаркеты (к примеру, «Стройдвор», «Старт», «Тема»). Весьма успешно работают и крупные рынки: они, несмотря на тенденцию перехода к максимально комфортным продажам, что, собственно, и стремится олицетворять собой формат DIY, представлены в Челябинске по-прежнему довольно широко. Разнообразие строительных рынков и центров отделочных материалов — Chelsi, «Капитальный», «Станционный», «Сатурн», «Строй-экспресс», «Грандстрой», «Кирпич», «Мастер», «Прораб», «Новоградский», тезка сетевого проекта «Перекресток» — говорит само за себя. Крупные центры, принадлежащие нередко торгово-производственным и многопрофильным компаниям, в массе своей занимаются и оптовыми, и розничными продажами.

Разнятся не только торговые форматы, но и ассортиментная матрица. Если одни (как правило, это касается крупных центров, рынков и гипермаркетов) стараются охватить максимально широкую аудиторию, торгуя разноплановым товаром и для строительства, и для отделки, то небольшие салоны и магазины, которых в Челябинске в каждом районе по несколько штук, а то и больше десятка, либо делают упор на отделку, либо и вовсе на какую-то узкую категорию для ремонта. О том, что именно продается в таких точках, зачастую можно догадаться по названию: «Паркет Мастер», «Марка пола 74», «Тиккурила» (сеть колор-студий), «Керамик Холл», «Реал-Обои» и так далее. Впрочем, узкоспециализированные магазины не всегда ограничиваются лишь заявленной в самом названии торговой точки или целой сети товарной линейкой.

Используют участники рынка строительно-отделочных материалов и разные способы продаж — традиционные и онлайн, что тоже, как правило, связано с форматом проекта. Небольшие салоны и магазины торгуют преимущественно лишь «в реале», тогда как, например, гипермаркеты, особенно сетевые федеральные, предлагают покупателям в том числе возможность онлайн-заказа. Вообще, по мнению специалистов, электронная торговля постепенно становится одним из драйверов рынка DIY, при этом онлайн-площадки запускаются как дополнительные каналы продаж для федеральных сетей. Существуют, правда, и «чистые» интернет-магазины, заточенные на дистанционную торговлю, такие как April.pro, Otdelkoff и другие. Но в Челябинске таких проектов пока немного.

С иностранцами что-то не клеится

Несмотря на то что столица Южного Урала как город-миллионник представляет интерес для многих федеральных и международных инвесторов, рынок строительно-отделочных материалов, как и сегмент товаров для интерьера и дома, крупными игроками тем не менее пополняется довольно медленно. Так, например, до сих пор не совершила экспансию в Челябинск немецкая сеть OBI, хотя о планах по завоеванию местного рынка представители этой компании говорят уже не первый год. По словам гендиректора «OBI Россия» Иана Стрикланда, стратегия инвестиций OBI в России — долгосрочная, с горизонтом планирования в десять лет. «Мы рассматриваем возможность открытия до четырех новых магазинов год, — сообщал ранее журналистам топ-менеджер «OBI Россия». — В приоритете города с большей численностью населения, там магазины OBI будут появляться раньше». Однако пока воз и ныне там.

Никак не могут дождаться южноуральцы и еще одного международного игрока, хоть и работающего прежде всего на рынке мебели и других товаров для дома и интерьера, но отчасти все же представляющего и нишу отделочных материалов — шведскую IKEA. Возможность появления в Челябинске или его пригородах гипермаркета этой сети является, пожалуй, одной из самых обсуждаемых в СМИ и блогосфере тем на протяжении уже нескольких лет.

В конце июня — начале июля в челябинских СМИ появилась информация о том, что торговый комплекс шведы построят в течение двух лет на Новоградском тракте, на выезде в сторону Кременкуля. Однако, по данным «ЮП», опирающимся на предположения опрошенных экспертов и чиновников, более реальным представляется размещение шведского гипермаркета хоть и на Южном Урале и близко к столице, но все же не в самом Челябинске, а в Сосновском районе. Впрочем, как сообщили журналистам в районной администрации, IKEA запрашивает у них данные о пустующих земельных участках с 2008 года, но каждый раз предлагаемая территория по каким-то причинам их не устраивает, все отменяется, а на следующий год история повторяется.

Конкуренция по-французски

Как бы то ни было, в этом году челябинский рынок строительно-отделочных материалов все же сдвинулся с мертвой «локальной» точки. В сентябре до недавних пор единственному иностранному бренду в DIY-сегменте — французскому гипермаркету Castorama — составил еще один французский проект — Leroy Merlin. Анонсируемое то на одно, то на другое время, но периодически сдвигаемое открытие наконец состоялось: гипермаркет, расположившийся на Копейском шоссе и занявший в ТРК «Алмаз»площадь порядка 12 тысяч квадратных метров, раскрыл свои двери для южноуральцев 18 сентября. Челябинский Leroy Merlin стал восемнадцатым по счету магазином этой французской сети в России.  

Примечательно, что обоими проектами двух разных французских сетей в Челябинске занимается девелоперская компания «Родник», соответственно, места дислокации обоих гипермаркетов — торгово-развлекательные комплексы девелопера: одноименный ТРК и «Алмаз». В связи с этим логично напрашивается вопрос о возможных рисках «внутренней» конкуренции между двумя проектами, работающими на одну компанию. Однако в структуре, продвигающей оба французских проекта в южноуральской столице, возможных негативных последствий для одного из этих гипермаркетов не опасаются. Точно так же в компании уверены и в силе эффекта синергии: независимо от районов, в которых расположены строительные гипермаркеты, в случае с дислокацией на территории крупных ТРК проекты обречены на успех, т.к. посетительский трафик в этих случаях «размазывается» по всему комплексу. Попросту говоря, те, кто приезжают в одни магазины торгового комплекса, нередко по пути заглядывают и в другие (в «Алмазе» — в «Леруа Мерлен», в «Роднике» — в «Кастораму»).

— Концепция универсальных ТРЦ предполагает интеграцию трафиков внутри, — комментирует ситуацию «Южноуральской панораме» Ольга Кузнецова, руководитель отдела маркетинга ООО «Родник». — Если говорить об изменении посещаемости ТРК «Родник», то стоит отметить, что Челябинск находится на девятом месте по обеспеченности качественными ТЦ на 1000 жителей среди российских городов-миллионников, не учитывая Москву и Санкт-Петербург. «Алмаз» продолжит формировать культуру потребления и перенаправит потоки с окраин города к себе.

Хорошего «леруа» много не бывает

Существует вероятность того, что одним магазином в Челябинске Leroy Merlin не ограничится. Ведь изначально в этой сети заявляли о строительстве в нашем городе двух гипермаркетов.
«Предполагается, что новые магазины будут двух стандартных форматов — 10 и 12 тысяч квадратных метров», — сообщала ранее журналистам Галина Панина, пиар-директор Leroy Merlin в России. Отмечалось, что размер инвестиций в стандартный гипермаркет площадью 11 тысяч квадратных метров — 1 млрд рублей, а в целом в развитие сети в России ежегодно вкладывается порядка 300 миллионов евро.

Кроме площадки ТРК «Алмаз» компания «Родник» планирует также открытие гипермаркета Leroy Merlin на Северо-Западе. Как ранее сообщило нашему изданию руководство компании-девелопера, предполагалось, что еще один «Леруа Мерлен» встанет также в качестве якорного арендатора в ТРК «Облако» (Cloud). Однако в первоначальные задумки инвесторов свои коррективы внесла неблагоприятная экономическая ситуация. «Кризис несколько повлиял на наши планы, пока мы думаем», — сообщили нам ранее в «Роднике».

Отодвинул финансовый коллапс сроки реализации и еще одного задуманного проекта этой сети. Еще в 2014 году в СМИ прошла информация о том, что французская сеть собирается открыть в Челябинске, помимо уже названных проектов, также гипермаркет в специально построенном отдельно стоящем здании, строительство должно было начаться в этом году. «В 2015-м строительство мы точно не начнем, а займемся ли мы им в 2016-м — посмотрим», — прокомментировали «ЮП» эти задумки в девелоперской компании.

Поделиться

Вчера | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты