Где вход, там и выход. В продуктовом ритейле Челябинска открытия чередуются с закрытиями

12 Июля 2016 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Где вход, там и выход. В продуктовом ритейле Челябинска открытия чередуются с закрытиями

Череда крупных уходов с челябинского рынка розничной продуктовой торговли продолжается. Последние месяцы дорабатывает в ТРК «Горки» гипермаркет «Наш», принадлежащий московской компании «Седьмой континент». Это будет уже третьим в 2016 году заметным в местном фуд-ритейле закрытием после челябинского фреш-маркета «Алое поле», ушедшего из одноименного ТК в центре города, и гипермаркета федеральной сети «Карусель», освободившего площади в ТВК «Калибр».

Вместе с тем продуктовая розница Челябинска пополняется новыми проектами других игроков: в крупноформатном ритейле расширяется петербургская сеть «Лента», а в сегменте супермаркетов увеличивают присутствие курганская ТС «Метрополис» и один из проектов X5 Retail Group — «Перекресток». Последний, а также «Лента» кроме Челябинска планируют открыть новые точки в Магнитогорске.

Кризисная розница

Существует мнение, вероятно, неоднозначное, что продуктовая розница — это такая сфера бизнеса, которая, в силу своей непрекращающейся востребованности и жизненной необходимости, неистребима. Это же касается фармацевтики, фэшн-ритейла и ритуальных услуг. Люди всегда будут есть, одеваться, лечиться и умирать. Все остальное, впрочем, они тоже будут делать, но — с разной степенью интенсивности и фанатизма, которую будут определять экономические условия в стране. А пища — это все-таки первая необходимость, которую никакие финансовые катаклизмы не в силах уничтожить. И справедливость этой истины доказывали все эти годы, в том числе последние пару лет, сами ритейлеры.

Как и в благоприятные для развития времена, торговые сети и в кризис не стояли на месте, увеличивая в Челябинске и в Челябинской области свое присутствие. Расширялись «Пятерочки» и «Дикси», открывались в новых местах магазины под вывеской «Магнит», продолжали развитие «Молния» и Spar. Более того, в экономически сложный период экспансию в регион совершали и новые федеральные игроки — в Челябинске появилась петербургская «Лента», планомерно открыв в южноуральском мегаполисе три гипермаркета (на улицах Блюхера, Черкасской и Копейском шоссе — в ТРК «Алмаз»). Продолжали усиление своих позиций и транснациональные компании, так, под занавес 2015‑го свой второй на Южном Урале гипермаркет — на сей раз в Магнитогорске — запустила французская сеть «Ашан».

В то же время, если системная крупная розница по инерции или другим — рыночным — законам продолжает развитие, одиночные — в отношении Челябинска — проекты как локальные, так и федеральные вынуждены «сворачиваться». В течение полугода стало известно о трех заметных уходах как уже свершившихся, так и намеченных на сентябрь этого года — о закрытии единственного в Челябинске гипермаркета торговой сети «Карусель» (проект X5 Retail Group) и местного фреш-маркета «Алое поле», а также о том, что свои последние месяцы в южноуральском мегаполисе дорабатывает проект московской компании «Седьмой континент» — гипермаркет «Наш».

— Причины закрытий и уходов в каждом конкретном случае свои, — рассуждает в беседе с корреспондентом «Южноуральской панорамы» Андрей Грибанов, коммерческий директор розничной сети «Проспект». — «Карусель» располагалась в достаточно неудобном для заезда месте, в случае с «Алым полем», вероятно, Х5, владеющая «Перекрестком», предложила более высокую арендную плату, которую магазин «Алое поле» не смог потянуть. А в случае с гипермаркетом «Наш» все ситуационно. Существующая экономическая ситуация, мягко говоря, невеселая, все мы зависим от потенциала покупателя, а он сегодня не растет.

Экономия с конкуренцией снизили трафик

Розница не может работать в отрыве от остальных бизнесов, в частности, она зависит от рынка коммерческой недвижимости, и некрупные компании в первую очередь вынуждены сокращать свои издержки за счет экономии на аренде, отмечают специалисты. И если речь идет не о сетях, а об одиночных проектах, то иногда это заканчивается не сменой дислокации — переездом в район с более низкими арендными ставками, а закрытием единственного магазина, как, например, произошло в случае с фреш-маркетом «Алое поле».

В непростое с экономической точки зрения время разные проекты демонстрируют разную выживаемость исходя из того, в каких форматах они работали. «Премиальные  или граничащие с этим понятием форматы требуют особого подхода, — комментирует «Южноуральской панораме» Юрий Блохин, консультант по маркетингу в ритейле. — Вероятно, одной «Теоремы», работающей в сегменте «выше среднего», в сегодняшних условиях для Челябинска достаточно».

Как отметил наш собеседник, ситуация на рынке розничной торговли сложилась тяжелая. С одной стороны, налицо высокий уровень инфляции, с другой — люди не стали зарабатывать больше и поэтому стали меньше потреблять. В итоге произошло падение рынка, по итогам первого квартала — минус 13 %, согласно данным органов статистики. Исследовательские компании декларируют и дальнейшее снижение потребительского спроса.

«В минувшие годы на рынке действовало довольно много индивидуальных предпринимателей, у которых было по 2-3 магазина, и большие сети развивались за счет отъедания доли у них, — рассуждает Юрий Блохин. — Но произошел обвал потребления, плюс за последнее время открылось несколько новых торговых комплексов и зашли новые торговые сети, в результате конкуренция за потребителя в Челябинске усилилась. У тех же «Горок» долгое время не было достойного конкурента в Челябинске, но с появлением «Алмаза» и «Фиесты» ситуация изменилась, что вкупе с другими факторами привело к снижению трафика в «Горках».

«Горки»: кого ждать?

По мнению наших собеседников, вряд ли уже состоявшиеся и еще предстоящие уходы серьезно повлияют на ситуацию, на рынке просто произойдет перераспределение покупательских потоков. «Для потребителей все эти закрытия будут не очень заметными, — считает Андрей Грибанов. — Одни компании уходят, другие приходят. Закроются одни магазины — откроются другие». И если, к примеру, у местной розничной сети «Проспект», по словам ее топ-менеджера, планов по открытию новых точек в этом году нет, то другие ритейлеры будут открываться не только в новых местах, но и претендовать на освобожденные конкурентами площади.

Если на месте гипермаркета «Наш» появится впоследствии что‑то, принципиально не отличающееся по концепции, то вряд ли и новый проект ждет успех на этом месте, полагает Юрий Блохин. Вот если освободившуюся площадку рассмотрит, например, «Ашан», то это, по мнению нашего эксперта, может сказаться на популяризации всего комплекса, поскольку у «Ашана» гораздо выше, чем у многих других гипермакетов, сила привлечения покупателей. «Правда, в «Горках» есть ограничения по площади, и на месте «Нашего» может разместиться, и то не факт, разве что «Ашан-Сити», — добавляет специалист по маркетингу.

А вот, к примеру, «Ленту» вряд ли может ждать успех в «Горках», считает наш спикер. Когда эта сеть заходила в Челябинск, горожане рассчитывали на более низкие цены – ведь они анонсировались этой компанией, однако ожидаемого (не единичного, акционного, а массового) дисконта челябинцы не увидели, что, по мнению собеседника «ЮП», негативно сказалось на популярности гипермаркета. «Лента» — эффективная компания, ее акционеры следят за прибылью, они не могут себе позволить работать в минус, снижая стоимость товаров в кризис, — говорит Юрий Блохин. — В результате с такими ценами, как сейчас, «Лента», по моим ощущениям, сегодня не очень эффективна в «Алмазе». И если вдруг эта сеть откроется на месте гипермаркета «Наш», вряд ли это что‑то изменит в «Горках».

Свято место — крупным федералам

В сложившейся ситуации, отмечают специалисты, покупателей теряют прежде всего те компании, у которых нет экономии на объемах, а выигрывают более крупные игроки — системная розница. Те же Х5, или «Магнит», или «Лента» продолжат, по словам экспертов, насыщать челябинский рынок до определенного уровня. Если, например, «Карусель» оказалась неудачным для Челябинска проектом (и из-за выбранного в свое время для гипермаркета месторасположения, и из-за недостаточной продуманности концепции, требовавшей корректировки), то, например, у «Ленты», в случае с грамотно выбранной локацией, есть шансы для успешного развития в Челябинске, считают эксперты.

Владельцы этой сети, видимо, думают так же. До конца 2016 года в Челябинске согласно планам компании-владельца, должны появиться еще два гипермаркета «Лента». Эту информацию подтвердила Анастасия Кузнецова, менеджер по корпоративным коммуникациям. Четвертый и пятый магазины петербургский сети в столице Южного Урала появятся на северо-западе. Строительство одного из них активно ведется на участке, расположенном на пересечении улиц Братьев Кашириных и Косарева. Другой гипермаркет должен появиться в районе Тополиной аллеи — на ул. Академика Сахарова, в строящемся торговом комплексе.

Решение запустить очередной гипермаркет в Челябинске именно на северо-западе эксперты находят достаточно обоснованным, поскольку это более удачный, чем, например, Ленинский или Тракторозаводский, район с точки зрения целевой аудитории «Ленты» — там преимущественно живут люди с более высоким уровнем благосостояния.

На расширении в Челябинске петербургский ритейлер останавливаться не намерен — еще один магазин под вывеской «Лента» (второй для этого города) должен запуститься в Магнитогорске, на улице Вокзальной.

Схожие по географии развития планы вынашивает и X5 Retail Group — как сообщается на официальном сайте компании, в 2016 году планируется открытие дополнительных магазинов сети «Перекресток», в том числе в Челябинске и Магнитогорске. Один из новых супермаркетов, как было сказано выше, уже работает на месте фреш-маркета «Алое поле».

Медленно, но верно осваивают челябинский рынок и некоторые зауральские игроки. Так, еще этой весной о намерении открыть свой очередной супермаркет в столице Южного Урала заявили в курганской торговой сети «Метрополис». В настоящее время под этой вывеской в Челябинске работает, по данным «2Гис», четыре магазина — на улицах Бейвеля, Расковой, Машиностроителей и Чичерина.

Поделиться

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты