Алексей Хорьков: «В кризис востребован бюджетный сегмент государственной и муниципальной собственности»

7 Февраля 2017 Автор: Елена Николаева
Алексей Хорьков: «В кризис востребован бюджетный сегмент государственной и муниципальной собственности»

В период кризиса тема дефицита квадратных метров для бизнеса всплывает редко. Многие офисные центры и иные коммерческие площади стоят пустыми, однако с оживлением бизнес-процессов ситуация может кардинально измениться. О том, какие возможности есть у инвесторов на ниве государственной и муниципальной собственности, рассказал Алексей Хорьков, эксперт в области юридического обеспечения строительства, руководитель юридической компании «Принцип».

— После кризиса может встать в повестку дня вопрос эффективного использования площадей, которые на сегодня находятся в государственной или муниципальной собственности. Насколько емок этот рынок в Челябинске и области?

— Прежде всего считаю важным обозначить рамки обсуждаемого рынка. Это низовой (бюджетный) сегмент. Объекты премиум и среднего класса уже нашли своих счастливых обладателей достаточно давно. А вот относительно данного сегмента кризис скорее является локомотивом, а не тормозом. Компании, которые в условиях экономических трудностей не ликвидируются, но все же испытывают серьезное давление на бизнес, как правило, стараются переезжать на более дешевые площади.

Емкость обсуждаемого сегмента в рамках Челябинской области можно отследить по данным реестра муниципального имущества или сведениям ТУ «Росреестр», в народе известном как «регпалата». Сейчас могу для примера назвать емкость данного сегмента в масштабах РФ: около миллиона федеральных объектов в России могут быть приватизированы, и это не включая региональные и муниципальные объекты. Так что рынок огромен.

— Говоря о муниципальных и государственных квадратах, часто можно услышать о их запущенности. Можно ли дать некую классификацию того, что сегодня стоит без дела в регионе? Насколько интересные с точки зрения инфраструктуры эти объекты?

— Могу назвать условную классификацию. В эти квадраты входят и земельные участки для коммерческого и частного строительства, и производственные и складские помещения, и подвалы в жилых многоквартирных домах, и отдельно стоящие здания, строения, сооружения, и доли в предприятиях. Обращаю внимание, что четкими статистическими данными обладают соответствующие ведомства. При необходимости все заинтересованные лица могут получить требуемую информацию.

По инфраструктуре объектов четкую черту подвести не получится, можно только создать отдельную классификацию, в которой сгруппируются объекты, более интересные с точки зрения минимизации расходов на подключение, или более экономные при использовании, или близкие к трафику.

Отмечу, что уже несколько лет муниципальные объекты предлагаются инвесторам уже как минимум с техническими условиями на подключение к сетям. Цены подключения, как правило, пугают, и техусловия — это лишь первый шаг. Однако считаю, что это все же прорыв в поддержке бизнеса. Кстати о прорывах. Сравнительно недавно администрация города Челябинска учредила Агентство инвестиционного развития города Челябинска, содействующее инвестору в продвижении проекта по принципу «одного окна» при сумме проекта до 600 млн рублей. Сопровождением проектов стоимостью выше занимается такое же агентство, учрежденное уже правительством Челябинской области.

«Интересность», о которой вы спрашиваете, того или иного объекта — понятие собирательное. Инвестор сам отвечает на этот вопрос, балансируя между перспективами и рисками. А вот инфраструктурный вопрос в таких объектах вполне решаем.

— Можно ли говорить о появившемся в нашем регионе тренде на «возрождение» старых площадей? Есть ли конкретные примеры, как может получить второе дыхание старый, казалось бы, уже забытый богом объект?

— По моему мнению, трендом процесс «возрождения» старых площадей в Челябинске пока называть не стоит. Но конкретные и достаточно удачные примеры уже имеются. Из самых известных «возрожденных стариков» — «Горки», «КУБа», кинотеатр «Заречье».

Есть проекты и более свежие, и не из сегмента премиум. К примеру, сейчас возле городской ГИБДД по «Меридиану», 79 восстанавливается здание 1993 года постройки. В свое время «Российские железные дороги» планировали построить здесь производственную базу с подъездным железнодорожным путем, а сейчас здесь появился автокомплекс. В дальнейшем, уверен, это помещение будет интересно и другим инвесторам, ведь объем документальной работы здесь почти уже выполнен, а стало быть, здание практически готово к новой жизни.

— Взаимоотношения с государством — процесс для бизнеса нередко некомфортный. С большим ли количеством сложностей и бюрократических проволочек придется сталкиваться инвесторам, чтобы взять под себя ту или иную «государеву» площадь? Что проще: проходить этот путь самим или же грамотнее идти к посредникам? Какие подводные камни есть в том и другом варианте?

— По объектам, строящимся с нуля, административная машина у нас уже достаточно четко отлажена. Помню, один из бизнесменов на круглом столе в администрации как-то пожаловался на проволочки — за этим сразу последовала смена начальника главного управления архитектуры и градостроительства.

А вот по работе со «старыми» объектами, по моему глубокому убеждению, нужен не просто хороший, а отличный специалист, который должен до принятия решения об инвестировании не только знать все возможные подводные камни, но и иметь стратегию преодоления каждого. Для успешности мероприятия должно быть минимум три альтернативных плана действий, учитывающих максимально возможное стечение обстоятельств. Если же вы любитель, то вместо того, чтобы пробовать пройти самостоятельно путь понимания принципов действия нашей административной машины в этом вопросе, предлагаю изучить теорию относительности, например. Уверен, будет значительно легче. Но если серьезно, то, конечно, можно попробовать разобраться самому, по голове никто ведь не ударит, да и вдруг повезет. Но лично для себя давно усвоил очень важную истину: каждый должен заниматься своим делом.

При обращении к специалистам потенциальным приобретателям государственных и муниципальных квадратов необходимо обязательно подробно изучить предлагаемые условия. Наибольшей страховкой является оплата по факту получения соответствующих документов. Также рекомендую привлекать юриста при заключении договора с посредником. И это только самые базовые рекомендации.

Возможно, кто-то возразит: заплати здесь юристу, тут заплати посреднику, заплати в бюджет и т.д. Отвечу исключительно с математической точки зрения: на сегодняшний день разница между стоимостью покупки государственного имущества и его рыночной стоимостью более чем окупает все дополнительные расходы. Это неоспоримый факт.

Поделиться

Вчера | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

23.04.2024 | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты