Войти в реальный сектор. Помогает ли производственная практика челябинским студентам закрепиться на рынке

«Дефицит кадров», «потребность в молодых специалистах», «носители современных компетенций»… Большие и маленькие совещания, посвященные рынку труда, нередко пестрят подобным набором слов. Но условия для становления специалистов новой формации создаются не только и не столько за учебными партами. Спеца можно выковать только в реальном бою или, как это звучит на языке профессионального образования, во время производственной практики.
-
Маленькие собачки вокруг большого слона. Какие риски несут бизнесу социальные сети
-
Константин Захаров: «Суррогатные деньги навредят как «эффект домино»
«Из уважения к тебе»

Как правило, на «преддипломке» 40-50 процентов студентов (я сейчас говорю о будущих PR-специалистах) трудятся на предприятиях родителей или их знакомых. Плюс в том, что процентов семьдесят из них потом туда и устраивались на работу. Поэтому их дипломные работы обычно предметные и заточенные на практическую пользу для конкретной организации.
Остальным место практики находит куратор. В моей сфере их берут в основном СМИ, органы государственной и муниципальной власти, партии, рекламные, маркетинговые и PR-агентства. И тут уже причина согласия со стороны принимающей стороны чаще всего лишь одна: «Ну ладно, из уважения к тебе возьму. Все что надо, подпишу. Даже выделю час-полтора на беседу с кем- нибудь из персонала, кто свободен. Но ни к каким серьезным документам не допущу. И главное, пусть не мешаются. Но ты мне должен». Хотя и здесь бывали случаи дальнейшего устройства на работу».
Эксперты из образовательного сектора уверены, что если у сторон будут понятные ожидания от производственной практики, если у работодателя будет четкая цель в омоложении кадров, то результат будет положительным.

Форм взаимодействия с работодателем немало. И, конечно, во время практики, во время совместных мероприятий, по результатам различных конкурсов студенты получают приглашения от работодателей. И я бы сказала, что это не единичные случаи. Но необходимо четко понимать, заинтересован ли работодатель в молодых кадрах или он просто обладает возможностью (кадровой и материально-технической) организации практики. Для вуза же критерием выбора базы практики является не только возможность трудоустройства, но и наличие компетентных специалистов, готовых сопровождать практикантов.
Адресная подготовка кадров, которую мы практикуем, позволяет избежать непредвиденных обстоятельств. Ведь претензии работодателей могут возникнуть в тех случаях, когда «на точке входа» разные мотивы (коммерческий и профессиональный) и разные представления (ожидания) у сторон о содержании работы. К примеру, директор лагеря ждет вожатых, которые танцуют на сцене, а ему подготовили тех, кто хорошо организует отрядную работу с детьми. Игра не должна быть в одни ворота! Если ожидания всех сторон открыты, то и результат, скорее всего, устроит всех».
Нехватка компетенций и мотивации
Но результат иногда все же не устраивает. Особенно часто приходится подобное слышать с другой стороны баррикад — от тех, кто принимает у себя студентов-практикантов.

Чувствуем мы и другие слабые стороны будущих специалистов. К примеру, на мой взгляд, студентов-медиков мало учат работе с асоциальными пациентами. Просто говорят, что есть такие группы риска, а что с ними делать, не учат. А в современных условиях это очень важная компетенция».
«Оторванность подготовки студентов от практической деятельности конечно колоссальная, — говорит Андрей Лавров, у которого есть уникальная возможность смотреть на проблему сразу с двух сторон. — Но, на мой взгляд, все зависит от работы конкретного ректора. Если ему удается привлечь практиков к преподаванию, проблема решается. Но это непросто. Вопрос даже не в оплате, а в том, что практики не умеют и не готовы учить. Также их раздражает куча бумажек, которые даже при всем умении и желании они в жизни не заполнят. Выход лишь в том, что бумажную работу тащит кафедра, а практик учит тому, что делает ежедневно сам».
Однако есть среди работодателей те, кто с оговорками, но считает, что производственная практика дает свой положительный эффект.

Хотя нужно признать, что часто студенты морально и профессионально еще не готовы решать конкретные задачи, даже если эти задачи самые простые. Но бывают и исключения. Так, в нашем отделе два года работал на практике студент. Готов был к любой работе, даже, на первый взгляд, непрофильной. В итоге он стал полноправным нашим сотрудником. Позже он получил приглашение работать в ФАСе в Москве, где успешно трудится до сих пор».
О готовности биться за молодые кадры сегодня заявляют практически все работодатели. Однако ряд экспертов отмечают, что в ряде случаев заявления о необходимости омолаживать кадры не более чем просто заявления.
«В целом сегодня много говорят о том, что у нас существует недостаток квалифицированных кадров, как минимум в моей сфере ни органы власти, ни предприятия не готовы готовить на практике кадры под себя, — говорит Андрей Лавров. — В органах власти места часто зарезервированы под своих деток и отпрысков знакомых вне зависимости от их специальности и уровня подготовки. В сфере бизнеса просят готового профессионала минимум с двумя-тремя годами опыта практической работы за спиной. Где эти годы опыта взять — непонятно. Результат — в среднем треть студентов (и замечу, самых лучших и работоспособных) сразу уезжают в Москву, Питер и Екатеринбург. На моей памяти обратно ни один не вернулся. Как показывают встречи выпускников, все пристроились и уровень их жизни и профессиональных успехов если не на порядок, то уж точно в разы лучше тех, кто остался здесь».
Поделиться