Взгляд марионетки. В Челябинском театре кукол состоялась премьера «Золушки»

14 Марта 2018 Автор: Екатерина Сырцева Фото: предоставлено пресс-службой Челябинского театра кукол
Взгляд марионетки. В Челябинском театре кукол состоялась премьера «Золушки»

Еще одна волшебная сказка появилась в репертуаре Челябинского театра кукол им. В. Вольховского. Волшебная она не только потому, что в качестве первоисточника выбрана неподвластная времени и неповторимая по своей доброте «Золушка» Шарля Перро. Дело еще и в том, что спектакль сотворила замечательная компания: режиссер Александр Борок, художники из Екатеринбурга Андрей Ефимов и Сергей Черепанов, композитор Андрей Занога (Москва) и челябинские актеры.

С Андреем Ефимовым, гениальным художником и удивительным человеком, Александр Борок впервые работал в 1996 году. Тогда они совместно создали постановку «Картинки с выставки» — кукольную фантазию на тему одноименного цикла фортепианных пьес Модеста Мусоргского. Также Андрей Ефимов был одним из художников (вместе с Николаем Бабушкиным) «Щелкунчика» челябинского театра кукол (его премьера состоялась в декабре 2016 года). На предыдущем, 2016 года, фестивале кукольных спектаклей для взрослых «Соломенный жаворонок» он представил в Челябинске свою собственную постановку «Гофман» — детище его авторского театра «ФиМ», который является уникальным явлением в театральной среде Екатеринбурга. Правда, как это нередко случается с «уникальными явлениями», проект преодолевает сейчас совсем не кукольные и вовсе не сказочные сложности.

Особая механика

Спектакль «Золушка» — марионеточный. По замыслу создателей, именно марионетки максимально передают дух и атмосферу сказочного мира, созданного еще в XVII веке фантазией французского поэта эпохи классицизма. Учитывая, что марионетки — самая сложная система кукол, язык не повернется назвать этот спектакль просто детской сказкой. Для этой постановки Андрей Ефимов разработал и воплотил в жизнь сложную механику марионеток. Во-первых, у них работают глаза и двигается голова. Это позволяет точно передать эмоцию, внутреннее состояние персонажа, который появляется перед зрителями. Также это подчеркивает стремление сказочных героев не проморгать свой шанс на счастливую, сказочную жизнь в королевском замке.

Второй момент — особое устройство ваг (конструкции, на которую крепятся нити, приводящие марионетку в движение). Обычно эта часть куклы достаточно громоздкая. Здесь же нужны были крохотные ваги, чтобы в ограниченном сценическом пространстве актеры могли разместить сразу 14 кукол (например, в сцене королевского бала), да еще и остаться при этом незамеченными. И это им удается.

Еще одно интересное и важное художественное решение спектакля — образ замка. Он в данном случае нарисованный. Плоская картинка становится фоном, на котором разворачивается действие. Геометрический, заостренный, светящийся, далекий, замок становится символом мечты, которую хотят достичь все, но не все могут.

Золушка _театр кукол (3).JPG

Две феи-крестных

Женская часть актерского состава этого спектакля почти такая же, как в недавней премьере «Мой муж Даниил Хармс». Для понимания значимости и глубины «Золушки» это не имеет совершенно никакого значения, но очень уж хочется отметить эту деталь. Главную героиню трогательно и романтично играет Мария Уфимцева (в другом составе — Арина Згурская), мачеху — Марианна Тарасова, злых сестер Амалию и Ивонну — Мария Серебрянская и Екатерина Асанкина. Мужская роль, единственная, но ключевая, отведена Александру Малышеву, который выступает в этой сказке сразу в нескольких ипостасях — он и отец-живописец (альтер эго авторов?), и в какой-то момент фея-крестная.

По замыслу режиссера, сначала сказку о Золушке зрителям и одновременно своей дочери, то есть самой Золушке, рассказывает ее отец-художник. В момент, когда мы уже готовы к волшебному превращению главной героини, вдруг оказывается, что это был только разыгранный в домашнем театрике марионеточный спектакль. Но на этом все не заканчивается. В финале в зрительный зал входит настоящая фея-крестная (в исполнении Елены Дрыгиной). Ее одеяние удивляет и смутно что-то напоминает. Присмотревшись внимательнее, замечаешь, что костюм включает элементы одежды священнослужителей разных религий — католической, православной, мусульманской, иудейской. Есть в нем и космические мотивы, и элементы, напоминающие первозданную, дикую природу человека.

Золушка_театр кукол (1).JPG

В таком нетипичном, неожиданном образе феи-крестной заложена одна из главных идей спектакля: все религии, всех людей мира, какими бы разными они ни были, объединяют такие ценности, как любовь и стремление к справедливости. Если они есть в душе у человека, он обретет свое счастье. Эти ценности олицетворяет собой и Золушка, образ которой противопоставлен материальной стороне жизни.

Спектакль вселяет веру в то, что никто не лишен возможности пережить торжество добра в своей жизни, несмотря на все сложности и неурядицы. «Вас у меня так много. Но я приду ко всем», — говорит фея-крестная. И эти слова становятся главными в этой истории, кульминационными. Они передают еще один замысел постановки: если по-настоящему верить в свою мечту, она обязательно исполнится, даже если для этого придется ждать всю жизнь.

Золушка _театр кукол(2).JPG

P.S.

Чтобы «картина» получилась завершенной, нужно сказать еще об одном создателе спектакля — композиторе Андрее Заноге. Он специально писал музыку для этого спектакля, не зная при этом, какими будут куклы и постановка в целом. Однако каким-то волшебным образом созданные композитором музыкальные темы точно передают состояние персонажей и атмосферу. Музыка Андрея Заноги также звучит во время антракта (спектакль длится 1 час 10 минут). А «исполняет» ее целый оркестр. Правда, кукольный, появляющийся из выдвижного ящика.

Поделиться

06.05.2024 | 14:27
Челябинский камерный театр завершает сезон грандиозной премьерой

Это кинематографическая история. В ней есть поезд, с которого все началось и которым все закончилось. Театр не предполагает поезда. Театр не позволяет осуществить описание автора. Но он создает виртуальный мир, который каждый увидит по-своему.

05.05.2024 | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты