Взгляд марионетки. В Челябинском театре кукол состоялась премьера «Золушки»
Еще одна волшебная сказка появилась в репертуаре Челябинского театра кукол им. В. Вольховского. Волшебная она не только потому, что в качестве первоисточника выбрана неподвластная времени и неповторимая по своей доброте «Золушка» Шарля Перро. Дело еще и в том, что спектакль сотворила замечательная компания: режиссер Александр Борок, художники из Екатеринбурга Андрей Ефимов и Сергей Черепанов, композитор Андрей Занога (Москва) и челябинские актеры.
- Чертовщина в театре. Актеры Молодежного театра продали душу за эксперимент
- 7 фактов из истории челябинского Камерного театра, о которых вы, возможно, не знали
- На языке Камала и Гафури. В Челябинске возрождается татарский народный театр
Особая механика
Спектакль «Золушка» — марионеточный. По замыслу создателей, именно марионетки максимально передают дух и атмосферу сказочного мира, созданного еще в XVII веке фантазией французского поэта эпохи классицизма. Учитывая, что марионетки — самая сложная система кукол, язык не повернется назвать этот спектакль просто детской сказкой. Для этой постановки Андрей Ефимов разработал и воплотил в жизнь сложную механику марионеток. Во-первых, у них работают глаза и двигается голова. Это позволяет точно передать эмоцию, внутреннее состояние персонажа, который появляется перед зрителями. Также это подчеркивает стремление сказочных героев не проморгать свой шанс на счастливую, сказочную жизнь в королевском замке.
Второй момент — особое устройство ваг (конструкции, на которую крепятся нити, приводящие марионетку в движение). Обычно эта часть куклы достаточно громоздкая. Здесь же нужны были крохотные ваги, чтобы в ограниченном сценическом пространстве актеры могли разместить сразу 14 кукол (например, в сцене королевского бала), да еще и остаться при этом незамеченными. И это им удается.
Еще одно интересное и важное художественное решение спектакля — образ замка. Он в данном случае нарисованный. Плоская картинка становится фоном, на котором разворачивается действие. Геометрический, заостренный, светящийся, далекий, замок становится символом мечты, которую хотят достичь все, но не все могут.
Две феи-крестных
Женская часть актерского состава этого спектакля почти такая же, как в недавней премьере «Мой муж Даниил Хармс». Для понимания значимости и глубины «Золушки» это не имеет совершенно никакого значения, но очень уж хочется отметить эту деталь. Главную героиню трогательно и романтично играет Мария Уфимцева (в другом составе — Арина Згурская), мачеху — Марианна Тарасова, злых сестер Амалию и Ивонну — Мария Серебрянская и Екатерина Асанкина. Мужская роль, единственная, но ключевая, отведена Александру Малышеву, который выступает в этой сказке сразу в нескольких ипостасях — он и отец-живописец (альтер эго авторов?), и в какой-то момент фея-крестная.
По замыслу режиссера, сначала сказку о Золушке зрителям и одновременно своей дочери, то есть самой Золушке, рассказывает ее отец-художник. В момент, когда мы уже готовы к волшебному превращению главной героини, вдруг оказывается, что это был только разыгранный в домашнем театрике марионеточный спектакль. Но на этом все не заканчивается. В финале в зрительный зал входит настоящая фея-крестная (в исполнении Елены Дрыгиной). Ее одеяние удивляет и смутно что-то напоминает. Присмотревшись внимательнее, замечаешь, что костюм включает элементы одежды священнослужителей разных религий — католической, православной, мусульманской, иудейской. Есть в нем и космические мотивы, и элементы, напоминающие первозданную, дикую природу человека.
В таком нетипичном, неожиданном образе феи-крестной заложена одна из главных идей спектакля: все религии, всех людей мира, какими бы разными они ни были, объединяют такие ценности, как любовь и стремление к справедливости. Если они есть в душе у человека, он обретет свое счастье. Эти ценности олицетворяет собой и Золушка, образ которой противопоставлен материальной стороне жизни.
Спектакль вселяет веру в то, что никто не лишен возможности пережить торжество добра в своей жизни, несмотря на все сложности и неурядицы. «Вас у меня так много. Но я приду ко всем», — говорит фея-крестная. И эти слова становятся главными в этой истории, кульминационными. Они передают еще один замысел постановки: если по-настоящему верить в свою мечту, она обязательно исполнится, даже если для этого придется ждать всю жизнь.
P.S.
Чтобы «картина» получилась завершенной, нужно сказать еще об одном создателе спектакля — композиторе Андрее Заноге. Он специально писал музыку для этого спектакля, не зная при этом, какими будут куклы и постановка в целом. Однако каким-то волшебным образом созданные композитором музыкальные темы точно передают состояние персонажей и атмосферу. Музыка Андрея Заноги также звучит во время антракта (спектакль длится 1 час 10 минут). А «исполняет» ее целый оркестр. Правда, кукольный, появляющийся из выдвижного ящика.
Поделиться