Челябинская художница пытается расшифровать коды древнерусской цивилизации

26 Октября 2018 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Челябинская художница пытается расшифровать коды древнерусской цивилизации


В Челябинской картинной галерее открылась выставка Елены Щетинкиной. И на этот раз самая эпатажная южноуральская художница смогла удивить, подарив нам две эклектичные, на первый взгляд, экспозиции — пастели из цикла «Песни Гамаюн» и инсталляции на тему «Театр сервиза».

Правь, Явь и Навь

Выставка-Щетинкиной_фото-для-главной_DSC8158.jpgВ самом деле, чего только не роится в голове этой невероятной художницы! Какие только чувства не трогают ее сердце и не рвут ее душу! Вспомните-ка! Вначале она радовала своих земляков, щедро делясь с нами впечатлениями от творческих поездок в Грузию и Туркмению, Узбекистан и на Байкал. Затем она подарила нам свою диковинную фарфоровую Пушкиниану. А потом, с жадностью открывая для себя же самой «Смысл творчества» Николая Бердяева, уже, должно быть, для будущей выставки делала зарисовки прямо на полях читаемой книги. При этом через экзистенциализм и религиозную философию Бердяева пыталась понять, как и почему рождается кризис человека, кризис искусства. Затем ее увлекли библейские мотивы. И вот теперь вдруг явилась славянская мифология…

— Вы знаете, совсем даже не «вдруг», — словно с собой рассуждая, признается Елена Александровна. — Если художники нередко любят поразмышлять на библейские темы, то я все время хотела лучше узнать наши корни, российские. Поэтому и заглянула туда, в глубину веков...

В свое время в библиотеке моих родителей я с наслаждением погружалась в мир древнегреческих мифов. Но на этих полках, к моему огорчению, не было ни одного древнерусского мифа.

— Так что нырок в дохристианскую эпоху не был случаен?

— Как неслучайно и то, что я сейчас внимательно изучаю труд Бориса Рыбакова «Язычество древних славян» — серьезная вещь! Я никогда не берусь за тему мне незнакомую! Моя машина времени — это воображение. И вот, когда я окунулась в мир «Велесовой книги», в волшебный мир древнерусских былин, в этот чарующий мир русского языка, волшебные звуки гуслей целиком захватили мое сознание и мою душу!

Щетинкина_уточка_DSC8139.jpg

Так и родился цикл пастелей «Песни Гамаюн», где персонажи фарфорового сервиза отразились уже в красках. Вот картина «Изначальное». Вы же слышали легенду об уточке?

— Создательнице мира?

— Да. Она имеет очень древние корни, причем во многих мировых культурах. А вот богатыри, окутанные живописными лианами хмеля. Почему картину назвала «Хмелюшка»? А на Руси принято было называть даже отрицательных персонажей ласкательно: Горынушко, Кощеюшка…И здесь хмель напал, словно плющ, на воинов — все шутливо, конечно, с подтекстом.

Выставка-Щетинкиной_Шишкоедов_DSC8134.jpg

Я хотела, чтобы у зрителей, особенно у детей, возникло желание взять да и почитать древнерусские веды и поинтересоваться, что же там за герои жили! Детишки играют и кричат: «Чур меня!» И, конечно, даже не догадываются, что в тот момент зовут славянского бога родового очага. И таких отголосков древности можно найти сотни!

Выставка-Щетинкиной_Шишкоедов_DSC8146.jpg…Чтобы хоть немного подготовить зрителя к восприятию своей необычной экспозиции, художница приоткрывает ее исторические предпосылки.

И в самом деле, не все помнят о том, что в Древней Руси весь мир делился на три части — Правь, Явь и Навь. Правь — это мир богов, небесный мир. Явь — это мир, белый свет, это наша действительность. Навь — это уже потустороннее царство. Такое вот трехчастное деление вылилось у художницы в фарфоровую парадигму.

Фарфоровый Алеша Попович

Входим в «фарфоровый» зал.

— Все сделано в последние два года, — рассказывает Елена Щетинкина. — Ездила в Башкирию на частные фарфоровые заводы, где и отлиты эти сервизы.

Видите? Упал на белый фарфор свет, и он уже засиял! Золото немецкое. Да и глина и глазурь тоже из Германии.

Если классические сервизы симметричны, то у Щетинкиной — абсолютная асимметрия! И ни одна ручка, и ни один носик не похожи друг на друга. Из каждого предмета можно пить чай, но при этом каждый предмет остается неким духовным воплощением. «Явь» — именно так и называется сервиз.

Выставка-Щетинкиной_Шишкоедов_DSC8169.jpg

Шесть чайников со своими названиями: «Богатырь», «Алеша» (Попович), «Скоморох», «Лебедушка», «Утица» и «Соловушка». Свои древнерусские имена есть и у каждой чашки.

Но сервиз все же не для чаепития. Это образ, скульптура. И скульптура эта четырехглавая. Разные ипостаси единого бога: Ярило, Даждьбог, Чур, Род.

Выставка-Щетинкиной_Шишкоедов_DSC8187.jpg

— Если перевести на язык функций, то это просто фруктовая ваза, — комментирует автор. — Крест в круге неслучаен: это древний солярный знак. А у древних славян крест был символом Солнца и означал свет, силу, жизнь. 

Выставка-Щетинкиной_Шишкоедов_DSC8167.jpgРядом с крестом соседствует другой сервиз. Если присмотреться, то вообразишь, как носики чайников взаимодействует — настоящая драматургия! Впрочем, все объяснимо: это же театр сервиза!

Третий сервиз — бурная река, в которой тоже нарушились все традиции.

— Поезжайте на любой фарфоровый завод, и вы увидите классический сервиз на шесть персон, — говорит Елена Александровна. — А здесь вместо шести чашек появилось семь.

— Почему?

— А почему должно быть шесть? — вопросом на вопрос отвечает художник.

Здесь и в самом деле все как-то по-другому. И уже не удивляет неожиданное появление в этой инсталляции пушкинской темы: царевна-лебедь. Но в момент трансформации.

По признанию художницы, для создания только одного такого сервиза у нее уходит два-три года напряженной работы, включаю поездку на заводы и отливку. И одна из главных его ценностей в том, что все эти предметы — авторские. А потому в мире больше не встретишь ни одного подобного сервиза — белоснежного, слегка поцелованного золотом.

Выставка-Щетинкиной_Шишкоедов_DSC8177.jpg

— И все же, почему почти все ваши герои имеют женские лики?

— А почему всех богов в Древней Руси представляли в виде птиц? Возможно, потому, что это была летающая цивилизация? Те же греки, например, считали, что жители Древней Руси — это потомки гиперборейцев. А это другая мощнейшая цивилизация, от которой и следов-то не осталось! И вообще, кто может сказать, где заканчиваются мифы и начинается Явь?

Я уверена, что мы еще не готовы к тому, чтобы узнать все коды древнерусской цивилизации. Но время для этого обязательно придет…

Выставка-Щетинкиной_Шишкоедов_DSC8143.jpg

Выставка-Щетинкиной_Шишкоедов_DSC8179.jpg

Поделиться

Вчера | 14:14
«Слона» заметили. Почему театру так интересны забытые пьесы

Челябинский камерный театр открывает сезон премьерой. Ждали неожиданного? Получите! Театр, ищущий, жадный до экспериментов, на сей раз обратился к творчеству Александра Копкова (1907-1942).

06.09.2024 | 15:10
Детская филармония Челябинской области будет носить имя Адика Абдурахманова

Губернатор Алексей Текслер поддержал инициативу присвоить Детской филармонии Челябинской области имя прославленного дирижера, музыканта, педагога, заслуженного артиста России Адика Абдурахманова. Об этом губернатор сообщил на торжественном мероприятии в честь сорокового дня рождения Детской филармонии.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты