Звонкое имя, яркий талант. В Челябинске открылась «многослойная» выставка Ольги Гражданкиной
Молодым художникам в Челябинске живется ой как непросто. Тесновато им здесь. Зрителей сочувствующих маловато, как и времени, свободного от необходимости заработка. А если вид искусства, которого душа просит, дорогостоящая по материалам и технологии гравюра? Оказывается, все определяет душа. У художников, во всяком случае.
- Гений места. Как Южный Урал стал центром вселенной художника Черкасова
- Печать искусства. В Челябинске открывается первая на Южном Урале профессиональная мастерская печатной графики
Вот она и трудится, взрослеет. Оглядывается художник в свое детство и осознает, откуда он родом, как любили его дедушки-бабушки, вспоминается сам звук родного голоса, зазывающий со двора, потому что «пора спать». У каждого это случается когда-то в последний раз (наверное, так и кончается детство). Вспоминается вкус парного молока, выпитого на ночь. Как уютно тикает будильник на тумбочке, круглый такой, бабушкин. А за окном — оренбургская деревня Сосновка с речкой того же имени, хотя сосен во всей округе только три, и ветры гуляют до горизонта по невысоким холмам. И вот как эту благодарность родным людям и этому волшебному времени высказать, как закрепить эту память детства? А закрепить необходимо, потому что это и дает силы жить дальше. У каждого в жизни свои «земляничные поляны» (помните гениальный фильм Ингмара Бергмана?).
Ольга Гражданкина работала над своим проектом «В пространстве памяти» два года.
Эталонная выставка
На мой взгляд, художник вместе с куратором Светланой Шляпниковой создали практически эталонное пространство современной выставки. Такой экспозиции мало плоской стены, ей нужен и выставочный объем. Для этого появляются подлинные вещи из того исторического «детского» времени: керосиновая лампа, качели, бабушкин ковер, венский стул, двери, покрывало, данное внучке в приданое.
Но вещи могут превратиться в хлам. Им надо придать невесомое волшебство художественного объекта. Для этого рисунок ковра переводится в бледное черно–белое изображение на сетке баннера. И уже по этому полю яркой красной шерстяной нитью руками художника вышивается тот, знакомый с детства узор ковра. Легко, фрагментарно, но узнаваемо. А сам «ковер» является лишь фоном для больших графических листов в технике фототипии. В них фрагменты подлинных писем бабушки, ее фотографии и еще много чего, очень живописно поданного. Вот тебе и аскетизм графических изображений!
У каждого такого экспоната своя «зона влияния», своя мера пустоты и воздушного ореола. Небольшое, но точно зонированное пространство, белые стены, точечный свет, уважение к каждому из предметов выставки и ничего лишнего, никакого «мусора» — все это создает впечатление какого-то нежного аскетизма и легкости.
Я заметила удивительный эффект: когда зритель появляется в залах, он тоже приобретает черты значимой скульптурности. Пространство его принимает и даже поглощает, заставляя жить по своим художественным законам.
О незабудках и космосе памяти
Абстрактные объекты на современной выставке — вещь неудивительная. Для Ольги Гражданкиной абстрактное расширяет границы мира предметного. Ее творчество, может быть, в силу академического образования требует опоры на конкретную жизнь и духовную необходимость.
На большой белой стене строго линейно закреплены миниатюрные изображения, что называется, «из деревенской жизни». Белилами по темному фону — изба, прялка, кринка с молоком, гуляющий по заборам кот, и все заканчивается пунктиром печально обгоревших деревяшек. Художник сумел без надрыва рассказать нам о конце целого жизненного уклада и своей горькой утрате. Наверное, нет уже той деревни.
Обыденность прошедшего становится прозрачным покровом жизни — поэзией. Так воспитывается спасительное для людей понимание, что далеко не все в мире можно рационально объяснить и понять. Иногда достаточно почувствовать. Искусство воспитывает в людях уважение к чуду. Вот и возникают в замыслах художника рядом с повествовательным изображением полупрозрачные объекты прихотливой формы с сияющими синими огоньками внутри: космос, незабудки, сигналы внутри мозга человека?.. Зрителю представляется возможность пофантазировать. При этом значение самой жизни человека, его суверенные тайны достигают размеров галактических. А вы думали пустяки?
Гравюра на все времена…
Однажды одному чешскому театральному режиссеру для тургеневского спектакля потребовался запах свежескошенного сена. Это определило успех постановки. Ольга для своей выставки записала специальный звуковой трек: шум степного ветра, скрип колодезного ворота, стук в деревянные ворота. Зачем? Чтобы разбудить чувственную память тех, кто придет, отряхнуть с них информационную шелуху, отвлечь от бытовых забот, заставить вспомнить что-то, давно не вспоминаемое.
Да, современные выставки многослойны. Они хотят присвоить себе возможности театра, музыки, литературы. Кстати, отдельное спасибо авторам выставки за небольшие трогательные тексты в экспозиции.
Опора экспозиции — гравюрные циклы. Они демонстрируют великолепную техническую оснащенность молодого художника, ее способности экспериментатора и преданность печатной графике вопреки многим обстоятельствам. Например, в Риме, в небольших кварталах вокруг площади с фонтаном Треви, можно насчитать до десятка частных печатных мастерских. В России еще недавно говорили об угасании этого вида искусства. Но возможности гравюры так заманчивы, а работа с резцами, досками, печатью так азартна и вариантна, что, надо полагать, гравюра как вид искусства не умрет никогда.
Особенно хорош и энергичен цикл линогравюр «Незабудки». Жаль, название цикла слишком лаконичное. Только в листе, обозначенном номером три, столько соединилось детских незабываемых впечатлений! И гроза с отвесным дождем из тучи, что встала над деревней, и дети, заглядевшиеся в колодец на свое отражение. А над всем этим, по диагонали листа — девочка, летящая на качелях. Над ее головой солнце, будто пережидающее дождь, под ногами — весело струящаяся река. Энергия детства преобладает в этом, втором, зале выставки. В первом, посвященном памяти родных, больше светлой печали. И сама техника исполнения более живописна, многослойна и импровизационна.
Если вы понятия не имеете об искусстве гравюры в ее современном виде, лучший повод для знакомства с возможностями печатной графики трудно себе представить.
В заключение хочется сказать, что галерея современного искусства «ОkNО» осуществляет свою миссию кураторства и помощи художникам, работающим в области современного искусства внятно, проникновенно, с европейской элегантностью. Свой 19-й сезон галерея открыла блестяще.
На снимках:
1. Ольга Гражданкина на одном из демонстрационных классов по гравюре. 2019 год.
Линогравюры из цикла «Незабудки». 2019.
2. Качели.
3.Под водой.
Фотографии предоставлены автором.
Поделиться