Ольга Конфедерат: «Зритель совсем не так доверчив, глуп и темен, как думают некоторые режиссеры»

28 Августа 2015 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Максим Сухагузов
Ольга Конфедерат: «Зритель совсем не так доверчив, глуп и темен, как думают некоторые режиссеры»

Рассуждая о судьбе отечественного артхауса и кинематографа в целом, мы обратились за помощью к кандидату культурологи, искусствоведу, кинокритику Ольге Конфедерат, которая высказала свое мнение о проблемах и перспективах отечественного кинематографа.

— Ольга Владимировна, в какую сторону изменился отечественный кинематограф по сравнению с советским периодом?

Конфедерат-Ольга.jpg— Раньше было так: есть прокатное кино — «Кавказская пленница» Гайдая, например, или «Листопад» Иоселиани. А киноэксперименты оставались в лабораториях и были предметом специальных научных исследований. Из-за технической неоснащенности за съемочную камеру абы кто не хватался, а если и хватался, то это были любительские съемки, которые оставались дома на полке и не претендовали на фестивальную программу.

В то время было принято разделять искусство и развлечение. Первое формировало нас по своим идеальным законам. Это было нелегко, как любая серьезная работа над собой. Поэтому уже упомянутый «Листопад» не все решались смотреть. Второе давало возможность отдохнуть и развеселиться. Спасибо Гайдаю, он делал это хорошо. В итоге человек, не умеющий ни влиять, ни веселить, никому был не нужен.

 — А сегодня?

 — Сегодня ситуация сложнее. Кинопоток стал больше похож на потоп. Кинопроката больше нет. Зато есть развлекательные комплексы, телевидение, Интернет — они подменили все.

Искусство в таких условиях переопределяет свои границы. Оно уже не покрывает области живописи, скульптуры, графики, театра. В двойной растерянности оказались фотография и кино. Не успели они по-настоящему стать искусством, как грянул постмодерн. И серьезному теоретику экранных искусств сегодня предстоит утомительная и кропотливая «полевая работа», анализ и классификация, а серьезному зрителю — столь же вдумчивый труд поиска.

 — А если конкретнее, в чем проблема современного отечественного кино и каким вы видите его будущее?

 — Судьба российского киноискусства меня, безусловно, тревожит. Мне кажется, у русского фильма сегодня четыре беды.

Первая — сервилизм всякого рода, прислужничество и государственной власти, и рыночным монополистам, и зрителю. Избави бог не понравиться, не потрафить, оказаться неугодным!

Вторая — незнание зрителя. Отсутствует обратная связь. Режиссеры, зажмурившись, создают себе виртуальный образ зрителя, для которого они снимают. К реальности это не имеет никакого отношения. При этом зритель совсем не так доверчив, глуп и темен, как думают некоторые режиссеры.

Третья беда — полное отсутствие мало-мальски эстетических критериев. Безбрежный плюрализм. Нет ни правил, ни законов, ни авторитетных критиков. Есть, правда, Станислав Зельвенский (кинокритик, обозреватель журнала «Афиша». — Прим. авт.), Роман Волобуев (журналист, сценарист и кинокритик. — Прим. авт.), Михаил Брашинский (кинорежиссер, сценарист, киновед, журналист. — Прим. авт.) — их приятно и полезно читать. Но могут ли они решительно повлиять на кинопроцесс?

Четвертая беда — неопределенность целей и задач. Ближайшие — понятно: хоть что-то взять в прокате или на фестивале. А дальше?

Так что много бед. И это делает русское искусство не слишком востребованным у отечественного зрителя.

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты