«No comment». Кого наградили и что показали на закрытии «Полного артхауса» в Челябинске

29 Февраля 2016 Автор: Евгений Ткачев
«No comment». Кого наградили и что показали на закрытии «Полного артхауса» в Челябинске Кадр из фильма Артема Темникова «No comment» («Без комментариев»)

В Челябинске завершился IV фестиваль авторского кино «Полный артхаус». «ЮП» рассказывает о его итогах и фильме-закрытии «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе.

Маленькая, но смелая картина

За восемь дней на фестивале показали 46 фильмов. По предварительным подсчетам на них побывало около 6 000 человек. Очевидно, что у «Полного артхауса» уже сформировалась своя аудитория, для которой фестиваль — это праздник. Во время него можно встретиться с единомышленниками, а также пообщаться с авторами картин, проникнуться духом не массового кино, которое трудно отыскать в широком прокате.

По итогам фестиваля Гран-при (он же приз зрительских симпатий) получил «No comment» («Без комментариев») Артема Темникова. Он рассказывает о двух военных (русском спецназовце и немецком наемнике) по разные стороны баррикад, которые ведут видеодневники на Северном Кавказе.

— И хотя это мой полнометражный игровой дебют, я уже работал с актерами до этого, — говорит документалист. — В 90‑е, когда я учился на кинематографиста, режиссеры не были нужны. Крупнейшая киностудия страны «Мосфильм», в лучшее время выпускавшая от 60 до 70 картин в год, с 1994‑й по 1998‑й делала, по-моему, по четыре-семь фильмов в год.

Пришлось искать работу на телевидении, о чем совершенно не жалею. Мы находили себя в рекламе, документалистике, различных телепередачах. Я провел 15 лет, снимая трэвел-программы вроде «Вокруг света», «В поисках приключений», «Далеко и еще дальше», военные документальные фильмы.

Почему военные? Я проходил срочную службу в морской пехоте, так что для меня обстановка, царившая в «горячих точках», была знакомой. Я снимал в Афганистане, Ираке, Эфиопии, Эритрее, в Чечне в первую и вторую войну.

Кстати, на съемках военной документалистики суточные в пять раз больше! Бывало ли страшно? Всегда страшно, когда пролетающее мимо «железо» может снести башку, но человек ко всему привыкает.

По словам Артема, во всем есть свои сложности: у документалиста они одни, у режиссера игрового кино — другие.

— Мой фильм все-таки не совсем о чеченской войне, — размышляет режиссер. — Для меня это, во-первых, антивоенная картина о вневременном конфликте. Во-вторых, как и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, о мерзости убийства во имя идеи. В последний час все герои фильма сходятся в одной точке, и для них этот бой становится финальным.

В прокат картина вышла в конце прошлого года. Причем мы стартовали одновременно с фильмом «Звездные войны: Пробуждение Силы». Все над нами посмеялись: мол, на что вы рассчитываете? В итоге нашу маленькую, но смелую картину показали 37 кинотеатров по всей стране. Теперь же ее можно увидеть в Интернете и по телевизору.

Что касается других наград, то приз жюри прессы и творческих союзов
достался «Арвентуру» Ирины Евтеевой, приз киноцентра имени Леонида Оболенского — «Брату Дэяну» Бакура Бакурадзе, а приз молодежного жюри — «Ангелам революции» Алексея Федорченко (кстати, интервью с Федорченко читайте в «ЮП» в ближайшее время).

Линзы Миндадзе

На закрытии был показан новый фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Скоро картина выходит в прокат. С 23 марта в Челябинске ее можно будет посмотреть в кинотеатре имени Пушкина.

Это третья режиссерская работа Миндадзе, до этого он был известен как абдрашитовский сценарист. Интересно, что все его фильмы, в том числе и те, которые он снял как режиссер — «Отрыв», «В субботу» и «Милый Ханс, дорогой Петр», — посвящены последствиям катастроф, так как, по мнению Миндадзе (в этом он солидарен с французскими экзистенциалистами), люди по-настоящему раскрываются только в пограничных ситуациях.

«Милый Ханс, дорогой Петр» нарочито неувлекателен. У него довольно высокий порог вхождения. Это интеллектуальный ребус, головоломка. Если ее не разгадать, то смотреть будет неинтересно, поэтому многие зрители и уходили с сеанса. Скучно, это не когда на экране ничего не происходит, а когда ты не понимаешь правил игры фильма, не понимаешь, о чем он.

В фильме Миндадзе спрятаны несколько аллегорий. По сюжету, накануне Великой Отечественной войны немецкие инженеры работают на советском заводе над производством высокоточной оптики. Линза — одна из метафор картины — выбрана неслучайно. Она увеличивает масштаб трагедии, случившейся в 1941 году. Во время ответственной варки у инженера Ханса (Якоб Диль) случается нервный срыв, приведший к тяжелым последствиям: взрыву, смертям и расследованию советских спецслужб.

Свидетелем проступка становится русский рабочий Петр (Андрюс Даряла), который не выдает немца. По иронии судьбы после катастрофы инженеры получают идеальные линзы, а Ханс, кажется, понимает, что для достижения цели все средства хороши. Будучи офицером Вермахта, он возвращается в те места, которые покинула мирная жизнь, и смотрит на них в бинокль сквозь созданные им же линзы (легендарные «линзы Отто»).

С Петром все сложнее. Его парадоксальная дружба с немцем, связавшая их трагедия намекают на то, что в фигуре Петра как будто бы выведена тогдашняя Россия, сделавшая вид, что угрозы от немцев нет, и — жестоко ошибившаяся. Но это лишь поверхностные интерпретации глубокого фильма, который непременно стоит посмотреть.

P.S. Организаторы обещают, что следующий «Полный артхаус» (к слову, пятый, юбилейный) будет не менее интересным. Он будет посвящен 115-летию со дня рождения южноуральского актера и режиссера Леонида Оболенского.
26.01.2022 | 11:55
В кадре и за ним. Челябинская филармония выпустила фотоальманах «Легенды сцены»

В 2022 году Челябинская государственная филармония имени Сергея Прокофьева отмечает 85-летие. И это удивительная история, временами «на выживание», подтверждающая огромное творческое начало столицы Южного Урала.

21.01.2022 | 12:18
Главная партия. В роли Пахиты из цыганского табора выступит балерина из Японии

Лири Вакабаяси живет и работает в столице Южного Урала два года, за это время она танцевала ведущие партии во многих репертуарных спектаклях театра.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты