Премьера «Онегина». Брызги пушкинских страстей на челябинской оперной сцене

11 Апреля 2016 Автор: Лидия Старикова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Премьера «Онегина». Брызги пушкинских страстей на челябинской оперной сцене

В Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М.И. Глинки состоялась премьера оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Спектакль ставила творческая бригада из Европы, режиссер-постановщик — Михаэль Знанецки, что подогревало интерес. И ожидания не были обмануты: публику ждали на премьере хорошие голоса, красивые исполнители, завораживающее взгляд оформление сцены с использованием зеркальных поверхностей, создающих необычные световые эффекты. Привлекали внимание костюмы, пошитые в Москве, а по большей части — в Челябинске, по эскизам талантливой художницы Елены Сластниковой. Спектакль хорошо приняли зрители, хотя присутствовала и некоторая настороженность. Просачивались слухи о том, что на сцене будут кипеть «ледяные» страсти: артисты будут кататься по льду, который растает в финале, и все промокнут. Что ничем не примечательный исполнитель куплетов, француз Трике, в сцене бала в доме Лариных будет приставать к главной героине, а мать Ольги и Татьяны предстанет безумной.

О слухах

Самый интригующий — об использовании льда, который в финале «растаял», — подтвердился. Дуэль Ленского и Онегина происходила на льду, а самая драматическая сцена объяснения главных героев в финале — в водной стихии, где страсти кипели под натуральные брызги, что не смущало вымокших и полураздетых вокалистов. Красивейший полонез артисты балета танцевали в резиновых сапогах, правда, изящных и, похоже, удобных.
Мосье Трике в исполнении народного артиста России Николая Глазкова не то чтобы соблазнял свою воспитанницу, но попытки приставать были… Старушка Ларина была не безумна, но все же чуточку тронута, кокетлива не по возрасту, но забавна. Было еще много чего, но благодарный зритель воспринимал все доброжелательно и с интересом.

Евгений-Онегин_Шишкоедов_DSC2016.jpg
Взгляд из Европы

Режиссер Михаэль Знанецки, поляк по происхождению, рассказал:

— Я впервые поставил «Евгения Онегина» в России, предыдущие несколько спектаклей сделаны в Аргентине, Хорватии, Испании. Я люблю русскую классику, и мне хотелось познакомить с ней европейскую публику. В России я тоже работал с маэстро Гергиевым над «Свадьбой» Мусоргского, «Маддаленой» Прокофьева. Это было незабываемо. Я понимаю, что зритель в России и странах Европы отличается. Поэтому там делал акценты на литературном содержании (в отличие от россиян в Европе не знают тонкостей пушкинского текста). А здесь больше внимания музыкальному содержанию.

Режиссер объяснил, зачем понадобились лед и вода, необходимость «развращать» Трике. Оказывается, лед — метафора, ведь в начале романа сердце героя застывшее, он холоден в дружбе и любви. А вот в финале температура чувств достигает градуса кипения, и лед превращается в воду. Ну а француз и Ларина при взгляде со стороны просто чуточку «ожили», стали поинтереснее.

Без споров нет творчества

Главный дирижер оркестра и художественный руководитель театра Евгений Волынский, который и сегодня сотрудничает с польской стороной, тоже ответил на главные вопросы: удовлетворен ли он результатом, все ли новшества он воспринял, как работалось с интернациональной бригадой.

— Бригада действительно была интернациональной, но не случайной, — сразу уточнил Евгений Григорьевич. — Несколько раз мы выезжали за рубеж, чтобы познакомиться с творчеством наших постановщиков. Художник-постановщик Луиджи Сколио из Италии, художник по свету Зофия Довьят из Польши — профессионалы, имеющие солидный опыт работы. На счету Михаэля Знанецки двести спектаклей, в том числе работа в «Ла Скала». Кроме того, он один из самых востребованных режиссеров в Европе по постановкам «на воздухе» (есть такая форма — «театр под открытым небом»). О его необычной постановке в Израиле в Иудейской пустыне много писали.

Естественно, разногласия в работе случались. Знаменитый дирижер Исидор Аркадьевич Зак, с которым мы работали в Новосибирске, часто цитировал известное изречение: «Режиссер всегда враг дирижера». Доля истины в этом есть, творчество без споров невозможно, и наш союз не исключение. Но в целом я удовлетворен, к музыкальному полотну отношение было исключительно бережное. Спектакль получился. С новшествами можно соглашаться или нет, но в Европе шаг в сторону современности способствовал привлечению молодых зрителей.

Евгений-Онегин_Шишкоедов_DSC1960.jpg
Удивить и поразить

Художник по костюмам Елена Сластникова рассказала, что, придерживаясь исторической составляющей, она восприняла достаточно сложную идею автора и работа была подчинена этой концепции. Использовались современные материалы, в которых артистам было бы легко и удобно работать. Еще одно требование — костюмы должны быстро сохнуть, вода есть вода. Елена, как всегда, продемонстрировала тонкий вкус и чувство меры:

— Наша постановка не является классической интерпретацией оперы, — подчеркнула художница, — но она может удивить и поразить сердца.

Хочется добавить из письма главной онегинской героини: чего же боле?..

P.S. Михаэль Знанецки действительно известен в среде профессионалов еще и как режиссер, не чуждый экстриму. Несколько лет назад один из критиков упомянул в своей рецензии краковскую постановку Знанецки именно «Евгения Онегина» в таком контексте: если режиссер любит экстрим, то актерам следует поостеречься…

Вода на сцене — это действительно любопытно, необычно, метафорично. Но при виде промокших актеров в голове невольно возникает: а не опасно, не простынут? А если сквозняк? Комфортно ли петь и танцевать спектакль в морозы, не в Аргентине живем… Голос — инструмент хрупкий, его надо беречь. В конце концов эффекта половодья чувств можно достичь совсем другими средствами, не подвергая артистов таким рискам. Разумеется, это мое субъективное мнение.

Поделиться

25.09.2022 | 14:55
Персонажи родом из детства. Почему художнику нельзя зависеть от вдохновения

В Челябинске на фестивале современного искусства «Неискусственно» побывал один из самых востребованных в России художников и дизайнеров Андрей Люблинский.

22.09.2022 | 11:18
В Челябинске проходит фестиваль «Джаз на большом органе»

Единственный в мире фестиваль, в котором звучит джаз на самом консервативном музыкальном инструменте, стартовал в столице Южного Урала в девятый раз.

28.05.2018 | 14:31
Милосердный полк. Ветераны фронта и тыла нуждаются в особой опеке

«Мама, что такое тыл?» — этот вопрос задал Наталье Шариповой сын-школьник, когда она собиралась на встречу в центральную городскую библиотеку имени Пушкина, где на днях прошла встреча с тружениками тыла, организованная Советом ветеранов Центрального района Челябинска.

27.02.2018 | 14:02
Синие горы как символ благодати. В Челябинске открылась выставка метафизической живописи

В выставочном зале Союза художников России начала работу художественная выставка «Метафизическая живопись Николая Черкасова». Куратор — искусствовед Ирина Духина. Представлены 58 произведений. Выставка продлится до 18 марта.

Новости   
Спецпроекты