Однажды 100 лет спустя. В минувший понедельник в «Оболенском» вновь собрался арт-клуб «Шляпа»

14 Марта 2017 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Однажды 100 лет спустя. В минувший понедельник в «Оболенском» вновь собрался арт-клуб «Шляпа»

Мы выполнили обещание, данное Ирине Израилевне Моргулес, обозревателю газеты «Южноуральская панорама» и крестной матери «Шляпы», ушедшей из жизни в прошлом году. Обещание — возродить клуб.

Почти легенды

И так же, как в старых добрых традициях «Шляпы», тему заседания подсказала сама жизнь. Тут и очередная дата подоспела — столетие Февральской революции. Скучно, скажете? Да нисколько! Коль скоро собрались люди, которые могут смотреть на вещи не просто со знанием дела, но и остроумно, тонко, весело.

Шляпа_Шишкоедов_DSC0051.jpg

А собрались почти все те же, кто стоял у истоков «Шляпы». Помните, как пел Андрей Миронов про старых друзей?   

…Они порой почти легенды.
Старые друзья тебя точнее видят,
Чем все врачи и все рентгены.

Именно так: все они почти легенды. Да и врачи тоже! Среди них — известный челябинский хирург, профессор Сергей Пышкин, главный онколог области Андрей Важенин.

Как некогда признавались сами основательницы клуба, подруги Ирина Моргулес и Лидия Старикова, в 2008-м будущих членов клуба выбирали «поштучно, как яблоки на рынке».

А в этот день хозяйка дома, директор киноцентра имени Оболенского Тамара Мордасова и независимый искусствовед Ирина Духина встречали старых добрых друзей. Среди них были художник Елена Щетинкина в непременно новой экстравагантной шляпе, известный органист, утонченный аристократ Владимир Хомяков. В эстетику арт-клуба вписался даже легендарный стронгмен Алексей Серебряков — гора мышц, доброты и творческой фантазии. Это красноречиво подтвердило слайд-шоу из его шедевров, находящихся на стыке фотографии и живописи, родившихся с помощью света, стеклянной пластины, раритетной камеры и непредсказуемого коллодиевого раствора. Шедевры а-ля винтажные портреты героев XIX столетия…

Шляпа_Шишкоедов_DSC9572.jpg

Магия шести рукопожатий

О революции не говорили с пафосом, это не в стиле клуба. Просто вспоминали, каким был Челябинск сто лет назад: что пили, ели, как жили, чем дышали.

Сто лет — как два или три акта в пьесе. Так же быстро, должно быть, сменяются театральные декорации. И сейчас, в клубе, словно в зеркальной галерее, можно проследить, как действует буквально то самое магическое, ставшее почти сакральным правило шести рукопожатий.

Известный челябинский историк и краевед Владимир Боже живописно рассказывает о событиях ровно столетней давности, происходивших в Челябинске. Рассказывает словно очевидец. Потому что еще лет 35-40 назад он так же близко, как с нами сейчас, общался с выходцами из 1917-го.

Шляпа_Шишкоедов_DSC9834.jpg

Слушаешь и понимаешь: а ведь не так уж это и далеко! Даже то, как в 1913 году тысячи челябинцев шли по улице Уфимской, отмечая 300-летие дома Романовых, как в 1914-м на Хлебной площади за рекой Миасс звучал молебен, как в 1916-м в центре города разразился бабий бунт…

Исторический экскурс Владимира Боже мягко оттенился знаменитым шлягером начала XX века, городским романсом «Кирпичики», вкусно исполненным под гитару актером челябинской драмы Николаем Ларионовым.

Шляпа_Шишкоедов_DSC9905.jpg

Меч революции

Следующей иллюстрацией темы революции стали картины замечательного челябинского художника Валентина Качалова, выставка которых проходит в эти дни в Челябинске. На одну из них Ирина Духина обратила особое внимание членов арт-клуба. «1922 год» — так называется эта полная драматизма картина. Точнее, коллективный портрет целого поколения. Героями страшного полотна стали священнослужители — те, кого покарал безжалостный меч революции. На их фоне стоят красноармейцы — те, кто этот самый меч поднял. У первых лица одухотворенные. Те, кто стоит фоном, словно безликие…

Шляпа_Шишкоедов_DSC0090.jpg

В названии картины не случайно отражен 1922 год, когда началось изъятие церковных ценностей. И тогда герои картины находились по обе стороны баррикад. Но и с высоты нашего времени художник вряд ли смог бы их примирить. Валентин Качалов, скорее, напоминает нам: мы не имеем права допустить, чтобы подобное повторилось...

Директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский рассказал о тайнах закулисья: в дебаркадере готовится к постановке спектакль, посвященный легендарной челябинской революционерке Соне Кривой. В самом музее готовится к открытию выставка «Ислам».

Владимир Хомяков напомнил о предстоящих в этом году знаковых датах — 80-летии челябинской филармонии и 30-летии челябинского органа.

Было очевидно, что каждый выступавший — человек самодостаточный, яркая, интереснейшая личность! И каждый вполне смог бы стать режиссером и ведущим клуба. Этакий дежурный по «Шляпе»! Что, скорее всего, и будет в дальнейшем. А пока участники клуба, похоже, так соскучились друг по другу и так вышли из временного лимита, что намеченные выступления, в том числе Андрея Важенина и Натальи Заварзиной, увы, пришлось перенести на следующий раз.

Роскошь общения

Шляпа_Вениамин-Беленький_DSC9678.jpgПод занавес заседания «Шляпы» был преподнесен киносюрприз: совершенно в духе немого кино демонстрировался фильм Льва Кулешова 1924 года «Необычайные приключения мистера Веста в Стране большевиков». Смотрели ленту под музыку тапера, в роли которого выступил Вениамин Беленький.

Тамара Мордасова выступала в качестве киногида по картине, каждый раз безошибочно угадывая в кадре новую звезду: Борис Барнет, Всеволод Пудовкин, Владимир Фогель и, конечно же, Леонид Оболенский в роли франта. И вот замечательная ремарка: на экране блистала еще одна легенда немого кино — Александра Хохлова, дочка врача Сергея Боткина и внучка основателя «Третьяковки». Сегодня теперь уже внучка самой знаменитой актрисы дружна с киноцентром Оболенского… Да-да, тот самый эффект шести рукопожатий!

И пройдет еще, быть может, тридцать-пятьдесят лет и кто-то из нынешнего поколения скажет будущим молодым не без гордости: «Это были наши «старые друзья, испытанные люди…» И словно по эстафетной палочке будут переданы, как завет, мудрые слова Антуана де Сент-Экзюпери о том, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения… Как в арт-клубе «Шляпа»!

08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

06.11.2019 | 11:36
Игры атома. В Озерске прошла премьера спектакля «Курчатов. Поход за вторым солнцем»

…По вечерам он любил слушать Моцарта. За два дня до своей смерти, 5 февраля 1960 года, в зале Московской консерватории он слушал «Реквием» великого композитора. Курчатов возвращался домой взволнованный и торжественно настроенный. «В этой музыке есть момент надежд и мечтаний, — говорит он своей супруге Марине Дмитриевне, — она не вся похоронная…»

15.11.2019 | 13:24
В поисках гранта. Почему эксперты советуют НКО забыть слово «Дай!»

Подход в отношениях к общественному сектору меняется революционно. Об этом заявил на открытии форума губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Но какие перспективы в развитии НКО видят сами его представители? Об этом рассказывают участники состоявшегося в Челябинске Южно-Уральского гражданского форума.

08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

Новости   
Спецпроекты