В таировских традициях. Московский драмтеатр показал в Челябинске технически сложные спектакли

7 Июня 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: официальный сайт Московского драматического театра им. А. С. Пушкина
В таировских традициях. Московский драмтеатр показал в Челябинске технически сложные спектакли

В Челябинской области продолжаются гастроли Московского драматического театра им. А.С. Пушкина в рамках федерального проекта «Большие гастроли».

Несмотря на особенности

Первыми выступления московских артистов увидели в Сатке, где состоялся показ семейной комедии «С вечера до полудня» (режиссер Рузанна Мовсесян). В Челябинске зрителям показали комедию «Одолжите тенора» по пьесе Кена Людвига в постановке режиссера Евгения Писарева. Неоднозначную реакцию вызвал пластический спектакль без слов режиссера-хореографа Сергея Землянского «Дама с камелиями». При наличии в спектакле откровенных сцен в нем много и красоты, вкуса, символизма, страсти, оригинальных решений по части сценографии и хореографических номеров.

«Тартюф» в постановке французского режиссера Брижит Жак-Важман соединил в себе стройность и четкость классического текста и эмоциональность русской души. Завершила гастроли Московского драмтеатра имени Пушкина в Челябинске комедия положений — спектакль «Семейка Краузе» по пьесе современного драматурга Александра Коровкина, главную роль в котором исполнила народная артистка России Вера Алентова, отметившая в этом году юбилей.

С 11 по 14 июня после небольшого перерыва, который потребовался артистам для работы в Москве, гастроли продолжатся в Магнитогорске практически с тем же репертуаром. Единственное удовольствие, которого лишатся зрители, — это «Дама с камелиями».

— К сожалению или к счастью, все наши спектакли довольно сложные технически, — рассказала заместитель художественного руководителя Московского драмтеатра им. А.С. Пушкина по творческим вопросам Екатерина Коновалова. — Чтобы показать их где-то не в Москве, нужно иметь четкое понимание о технических возможностях принимающей стороны. К примеру, «Дама с камелиями» у нас впервые выезжает за пределы Садового кольца. Челябинский театр драмы им. Н.Ю. Орлова оказался в этом плане уникальным, потому что, несмотря на художественные особенности постановки, мы смогли показать ее здесь.

Особый участник

Проект «Большие гастроли» реализуется четвертый год Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности при участии Министерства культуры РФ. В этом году запланировано более 300 показов в 50 регионах страны.

— Для нас Челябинск является особенным участником программы, — отметила генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова. — Он не в первый раз принимает участие в «Больших гастролях». Ранее в рамках проекта сюда приезжали театр «У Никитских ворот» под художественным руководством Марка Розовского, Государственный академический Малый театр, Театр им. М.Н. Ермоловой, Национальный академический драмтеатр им. М. Горького.

С недавнего времени в программе проекта появился международный блок, в рамках которого в 2016 году в Челябинске выступал Белорусский драматический театр. 18 и 19 октября 2017 года на Южный Урал приедет Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова. Артисты из Грузии покажут спектакль «Холстомер. История лошади» по мотивам повести Льва Толстого в постановке режиссера Автандила Варсимашвили.

Держаться корней

На вопрос, в чем главная особенность Московского драмтеатра имени Пушкина, и артисты, и руководство отвечают: уникальная команда, которая способна на все. Театр старается продолжать традиции, заложенные более столетия назад, когда в 1914 году режиссер Александр Таиров и актриса Алиса Коонен создали Камерный театр, отличавшийся новаторством, разносторонностью и тягой к экспериментам. В 1949 году он был закрыт с формулировкой за «эстетство и формализм», затем реорганизован и с 1950 года стал называться Московским драматическим театром им. А.С. Пушкина.

Сегодня театр находится в самом центре Москвы, на Тверском бульваре, 23. Здесь можно встретить и искушенных театралов, и молодых хипстеров, и иностранных зрителей. Афиша тоже пестрит разнообразием, в котором каждый найдет что-то по душе. Но в целом театр ориентируется на классику, которая современно звучит и в наши дни.

— В Москве достаточно мест, где представлены современная драматургия или документальная драма. Там это умеют делать. Там для этого приспособлены площадки, где это хорошо звучит, — отвечает Екатерина Коновалова на вопрос о том, обращаются ли в театре к современный пьесам. — В нашем здании с «итальянской коробкой» и зрительным залом на 800 с лишним мест представить себе пьесу с ненормативной лексикой довольно сложно. Не потому, что это невозможно. Но нужно ли это? Наш коллектив может гораздо больше, чем ненормативно выражаться. А еще наше здание хранит огромное количество особых энергий, тайн, дух того времени, когда только создавался Камерный театр.

При этом у театра есть площадка на 60 мест — экспериментальная малая сцена в Сытинском переулке, где можно увидеть очень необычные вещи. Периодически здесь проводятся лаборатории молодых режиссеров, которые показывают свои эскизные постановки по современным пьесам. Некоторые из них потом входят в основной репертуар.

— Мы плоть от плоти, кровь от крови Камерного театра, — продолжает Екатерина Коновалова. — Те, кто стоял у его истоков, тоже умели разные вещи, виртуозно владели и пластикой, и голосом. Александр Таиров и Алиса Коонен охотно пускались в авантюры, экспериментировали с необычными жанрами и формами. И мы продолжаем эти традиции, потому что для того, чтобы идти вперед, нужно держаться корней.

Вчера | 12:17
Прокофьев в зале Прокофьева. В Челябинске впервые прошел концерт нового симфонического оркестра

Итак, свершилось! Город наконец-то услышал, как звучит наш симфонический оркестр! Оркестр, которого Челябинск был лишен ровно 63 года — с того момента, когда тот в полном составе перебрался из филармонии в открывшийся в 1956 году театр оперы и балета.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

17.10.2019 | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

Новости   
Спецпроекты