Зрители Челябинского молодежного театра теперь сами определяют сюжет нового спектакля

14 Декабря 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Зрители Челябинского молодежного театра теперь сами определяют сюжет нового спектакля

Недавно завершилась первая серия проекта «Лаборатория зрителя» в Молодежном театре, участники которого становятся свидетелями процесса рождения спектакля. Зрителям предоставляется возможность побывать на читке пьесы, пообщаться с режиссером, художником и драматургом, увидеть, как проходят репетиции, посетить генеральный прогон. Но не сводит ли все это на нет таинство создания спектакля? Да и зачем идти на премьеру, если все уже смотрено-пересмотрено? Наблюдая за проектом, мы убедились, что это необоснованные опасения.

Невыразимое чудо

Первым спектаклем, который был создан в рамках «Лаборатории зрителей», стал «Иван-царевич и Серый Волк» (по пьесе Светланы Баженовой). Режиссером выступил Александр Черепанов, который не первый раз работает со «сказочной» фактурой. Ранее он поставил спектакль «Иван — сын богатырский» в верхнеуфалейском театре «Вымысел». Особой зрительской любовью пользуется другая его работа — лирическая сказка без слов «Давай никуда не улетим, Ежик…», которая родилась на сцене Молодежного театра и с успехом была показана в других городах Челябинской области.

— Я думаю, мы ничуть не погрешили против чудесности театра, — отвечает Александр Черепанов на вопрос о сути проекта «Лаборатория зрителя». — Чудо театра не в закулисье, не в том, как помощник режиссера ведет спектакль, а бутафоры клеят реквизит. Чудо случается, когда два обычных, на первый взгляд, человека на пустом месте делают что‑то интересное. К этому мы стараемся привить вкус зрителя.

Просто сказка

Спектакль «Иван-царевич и Серый Волк» получился «многонаселенным», развеселым и ярким, как и положено сказке, что во многом определяет успех проекта у аудитории. Сюжет зрителям близок и знаком благодаря не только бабушкиным рассказам перед сном, но и современной киноиндустрии (с 2011 года на российские киноэкраны вышло уже три серии одноименного мультфильма).

Не в пример еще одной интересной работе Светланы Баженовой, пьесе «Эмиль Большая голова» о ценности истинной красоты, «Иван-царевич и Серый Волк» — это просто сказка. Без особой морали и сверхидеи. Без высмеивания и обличения. Главная ее особенность — отличный, стилизованный под сказку, написанный современным языком текст и вариативность сюжета, которая дает массу возможностей для воплощения пьесы на театральной сцене.

Впервые спектакль «Иван-царевич и Серый Волк» поставили в Омске в рамках лаборатории молодой режиссуры «Новые истории — детям». То, как вариативность сюжета пьесы удачно воплотилась на сцене, стало тогда сюрпризом для самих авторов. Постепенно спектакль выстроился в игру, участниками которой стали и актеры, и зрители. Этот решение подхватили и по-своему использовали в Челябинском молодежном театре.

Голосуем за сказку

Спектакль начинается с фееричного выхода всех персонажей, которые под энергичную музыку (то ли балканскую, то ли еврейскую) выбегают и буквально пролетают над зрителями. Создать такой эффект позволяет особая конструкция сцены, которая как бы продлена, выдвинута в зал. Другая часть зрителей сидит с противоположной стороны сценической площадки, на арьерсцене. Все бы хорошо, да только актеры вынуждены работать на две разные стороны зрительного зала, из-за чего не всегда четко прослушивается текст. Все сказочные события разворачиваются в центре, на своеобразном «пьедестале» — состаренной чугунной ванне, которая напоминает то ли корпус Летучего корабля без парусов, то ли обломок невиданной машины, на которой герои отправляются в путешествие.

По духу спектакль напоминает карнавальные празднества и площадные смеховые представления. Зрители здесь не просто наблюдатели, но и активные участники. По ходу спектакля им несколько раз предлагают сделать выбор и помочь Ивану-царевичу решить, куда идти — к Бабе-яге, Лешему или Кощею, к Шамаханской царице, Черному Ворону или Соловью-разбойнику. Выбирается вариант, на который зрители громче откликаются аплодисментами. Честно сказать, шумят дети примерно одинаково, и не всегда удается точно определить большинство голосов. С другой стороны, это дает возможность актерам сделать выбор самим, про себя, выдав его за зрительское решение. В любом случае такой ход позволяет менять сюжет и делает каждый показ непохожим на предыдущий. Этой же задаче служат два актерских состава.

Своеобразно решены образы главных героев. У Бабы-яги, к примеру, не костяная, а роликовая нога, Соловей-разбойник похож на младенца-переростка в нелепом костюмчике и с огромным животом, Змей Горыныч появляется частями, а его третья, самая главная, голова выполнена в виде декоративного бумажного дракона, который используется в традиционных китайских празднествах.

В том варианте, который смотрел автор этих строк, Ивана-царевича играл Никита Скобелев, который недавно вошел в труппу Молодежного театра после окончания курса Виктории Мещаниновой в Челябинском государственном институте культуры. Хрупкого телосложения актер создает образ совсем не героя, но мальчишки, который не хочет жениться и не слишком‑то стремится к подвигам. Он легко сходится с Волком (роль Ивана Яковлева и Дениса Саратникова в разных составах), который с первых минут показывает свою сущность: это одинокий, заскучавший бродяга с повадками игривой дворняги, а не хищника.

Сложно сказать, что к концу сказочного пути происходит эволюция героев. Впрочем, детей вряд ли огорчит этот факт. Гораздо больше им запомнится вытягивание меча из живого камня, битва с Соловеем-разбойником и Змеем Горынычем, взмахнувшая ярким крылом Жар-птица, расколовшийся на две части конь (что сначала обескураживает, но в итоге вызывает улыбку) и другие смешные неожиданности.

Ближайшие показы сказки состоятся уже в следующем году, 28 января и 11 февраля. А пока идет работа над следующей «Лабораторией», в рамках которой зрителям будет предложено исследовать пьесу «Душа подушки» Олжаса Жанайдарова. Читка пьесы состоится 29 декабря в 18:00.

Сегодня | 12:17
Прокофьев в зале Прокофьева. В Челябинске впервые прошел концерт нового симфонического оркестра

Итак, свершилось! Город наконец-то услышал, как звучит наш симфонический оркестр! Оркестр, которого Челябинск был лишен ровно 63 года — с того момента, когда тот в полном составе перебрался из филармонии в открывшийся в 1956 году театр оперы и балета.

Вчера | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Вчера | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

17.10.2019 | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

Новости   
Спецпроекты