Сценарий для педагога. Почему троицкие лицеисты становятся служителями Мельпомены
В ее лицейском театре ребята играют героев Гоголя и Островского. А бывшие ученики столь истово влюбились в Мельпомену, что сегодня покоряют профессиональные сцены столичных театров. «ЮП» продолжает проект «УЧИТЕЛЯ», цель которого познакомить наших читателей с теми, кто сегодня учит и воспитывает наших с вами детей.
- Лицейский феномен. Более четверти века в Троицке блистает свой уральский Кембридж
- Сергей Старченко: «Творчески работающего учителя необходимо оградить от отчетности, волокиты и мышиной возни»
Эльмира Хамитовна Фаткуллина — троичанка. Последние 12 лет работает в троицком лицее № 13 учителем русского языка и литературы. За плечами — 28 лет педстажа. При этом она заместитель директора по воспитательной и внешкольной работе с детьми.
— В семье всегда хотели, чтобы я стала музыкантом, — рассказывает Эльмира Хамитовна. — Я усиленно готовилась к поступлению в музыкальное училище. Но случилось так, что пошла в Магнитогорский пединститут. Мое базовое образование — учитель начальных классов. После окончания вернулась в Троицк. В первый же год вышла на конкурс молодых учителей и победила. Это был мой первый трамплин. Меня пригласили в педучилище, где открыли факультет начальных классов, и я вела там современный русский язык и методику преподавания литературы. Это мне дало очень многое для освоения филологии.
Впереди были курсы в Москве, затем она преподавала в Челябинске, в итоге снова вернулась в Троицк, где ей дали первый класс. С ним она прошла все десять лет! И вот что удивительно: все десять лет она вела русский язык и литературу. Хотя, согласитесь, для каждого класса с разной методикой преподавания и новым уровнем знаний это, можно сказать, и разные предметы. Но в нее поверил директор лицея Сергей Старченко: «Ты сможешь!»
И как же она была рада, когда увидела высокие результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и по литературе у ее ребят!
В гостях у Мельпомены
Сколько живу, столько и задаюсь вопросом: почему пошел на филолога, хотя любил историю. Почему мой друг пошел учиться на химика, хотя химиком‑то стал никудышным — сам признался. Но ведь пошел же! Это, должно быть, как история болезни, имеет свои психиатрические корни. И нередко причиной «заболевания» становится… школьный учитель. Не верите? А вы поезжайте в троицкий лицей № 13 и спросите у словесника Эльмиры Фаткуллиной, сколько учеников пошло по ее стопам?
Впрочем, что ни говори, а «болезнь‑то» хорошая! Знаковая, судьбоносная! Выздоравливающих тут быть не должно. А если уж и бывает, то значит, ошибочка вышла с выбором профессии! Почему‑то об этом думалось, когда наблюдал, как с ней разговаривают ее ученики-актеры.
…Шла репетиция спектакля. К слову, антураж зрительного зала с лепниной на стенах, напоминающей образы из «Лисистраты», настолько правдоподобен, что сомнений никаких не остается: мы в настоящем театре!
Правда, на сцене разыгрывалась отнюдь не комедия Аристофана, а скорее, нечто из репертуара какой‑нибудь агитбригады синеблузых. И кажется, что вот-вот, да и зазвучат решительные звуки из свиридовской кантаты «Время вперед».
Как же здесь все серьезно‑то! Сами спектакли разыгрываются по законам настоящего драматического жанра. И находясь в гостях у Мельпомены, даже и представить себе трудно, что буквально через пару стен кипит лицейская жизнь, идут уроки и звенит звонок на перемену.
На сцене с директором
Но я отвлекся. Все здесь по законам драматического жанра. А режиссер-постановщик (как вы догадались, это и есть Эльмира Хамитовна), по ее собственному признанию, предпочитает мюзикл. Впрочем, вряд ли это можно назвать случайностью.
Ей, как педагогу с музыкальным образованием и учителю литературы, близок и понятен этот жанр. Ей, столь романтичной натуре, должно быть очень интересно этим заниматься — самой придумывать тексты песен и сочинять такие сюжеты, которые непременно требуют вокально-хореографического решения.
Да, мы же забыли сказать, что лицейский театр называется «ВиД» (расшифровывается как «Взрослые и дети»). Создан театр на базе центра эстетического развития учащихся, в котором трудятся учителя музыки, педагоги по вокалу и хореографии. Сама Эльмира Хамитовна уверена, что именно такой вот разновозрастной союз и может быть по-настоящему плодотворным. Молодое поколение, равняясь на старших, проявляет и развивает самые лучшие свои артистические качества в вокале, хореографии, художественном слове, сценическом искусстве. А вместе с юными лицеистами на сцену выходят педагоги и даже сам директор лицея Сергей Старченко! Для них такое актерское партнерство со своими учениками — это тоже отличная школа.
Как полюбить Анну Каренину
…На столе перед нами альбомы-фолианты. В них хранится вся фотолетопись лицейского театра. Вот самый первый спектакль «Космический гость», в котором были заняты не только лицеисты, но и педагоги. А вот мюзикл «Мама». На страницах альбома запечатлены отрывки из гоголевского «Ревизора», пьесы Островского «Снегурочка». А вот сцена из сказа Бажова «Каменный цветок». Сегодня тот мальчик, игравший Данилу-мастера, учится в Москве, в знаменитом театре-студии «Табакерка».
На других страницах сцены уже из зарубежной классики — «Ромео и Джульетта» Шекспира и «Том Сойер» Марка Твена.
К слову говоря, на одном из театральных фестивалей, проходивших в Челябинске, участвовало около трех десятков профессиональных коллективов. Тем не менее первое место заняли они, любители, юные актеры из лицейского театра.
…Еще в детстве, читая любую книжку, она представляла себе сценарий. В пятом классе впервые прочитала «Анну Каренину», потом вернулась к книге в 9-м классе, в институте, когда вышла замуж и когда появились дети… Вначале она защищала героиню, потом ненавидела, потом оправдывала, любила. А увлечение сочинять сценарий по понравившемуся произведению так и осталось на всю жизнь. И стали рождаться один за другим спектакли по ее сценариям, при написании которых она никогда не пользовалась интернетом, чужими текстами, заготовками. И ни один спектакль и ни один школьный концерт у нее не повторился.
А сами сценарии, роли и визитки она сочиняет под конкретного человека — лицеиста или педагога.
Для одной из своих учениц она сделала настоящий подарок, переделав «Алые паруса» в прозе на пьесу в стихах, отдав ей роль яркой Ассоль.
А еще каждый год каждому выпускнику она пишет пожелания. И тоже в стихах — кто что заслужил! Один, слушая ее, восхищается, другой — откровенно плачет и радуется. Они знали, что их учитель может спеть, станцевать, прочитать стихи, но чтобы еще мастерски сыграть на фортепиано «Очи черные»! Ребята нередко испытывают культурный шок.
Не так давно из-под ее пера вышел уникальный авторский сборник поэтических сценариев лицейских праздников, посвященный 25-летнему юбилею родного лицея. В первом выпуске антологии она собрала все сценарии миниатюр и спектаклей, лежащих в основе лицейских праздников и театральных капустников, в которых она выступала режиссером-постановщиком.
Сборник высоко оценили эксперты и рекомендовали всем учителям, занимающимся организацией школьных праздников и литературных вечеров.
И зал ревел…
В репертуаре ее лицейского театра был еще один знаковый спектакль «Молодая гвардия». С этим спектаклем, поставленным по роману Фадеева к 70-летию Победы, лицей занял первое место на городском конкурсе в Троицке.
Сейчас в школьной программе этого романа нет, а жаль! Но вот что интересно! Все, кто играл у Эльмиры Фаткуллиной в спектакле, прочитали «Молодую гвардию» от корки до корки. И что еще замечательнее — прочитали роман и все зрители. Спектакль невольно перекликается с днем сегодняшним — событиями в Донецке и Луганске, где, как известно, более 70 лет назад и совершали свои подвиги реальные молодогвардейцы.
Один троицкий реконструктор-коллекционер пообещал, что предоставит настоящую фашистскую амуницию только в том случае, если спектакль ему понравится. И что же? Побывав на репетиции, он сказал, что оденет не одного, а всех актеров, играющих фашистов. А уж как ребята в ответ постарались! И немецкую речь своих героев они выучили блестяще. А десятиклассник, игравший Олега Кошевого, будучи по жизни брюнетом, даже волосы свои специально покрасил для спектакля.
Юные актеры настолько вжились в образы молодогвардейцев, что зал, в котором были и дети, и ветераны, просто ревел.
…Сегодня трудно найти учителя, который не сетовал бы на то, как непросто заинтересовать ребят чтением. Но оказывается, что интерес к литературе можно прививать вот так просто, с помощью театра. Когда ребенок вживается в литературного героя и играет его на сцене, то он уже совершенно по-другому воспринимает и само литературное произведение. Так, благодаря Эльмире Фаткуллиной, лицей, имеющий неофициальный статус естественно-научного учреждения, стал еще и лицеем с театральным уклоном.
А один из лицеистов доверительно признался, что после прочтения «Алых парусов» капитан Грэй стал ему ближе и понятнее, чем соседи по площадке…
Поделиться