Внимание челябинских властей обратили на то, что снег должен утилизироваться, а не таять на свалках

26 Марта 2018 Автор: Руслан Сафин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Внимание челябинских властей обратили на то, что снег должен утилизироваться, а не таять на свалках

По мнению доцента ЮУрГПУ, кандидата географических наук Сергея Захарова, как и любые другие отходы, челябинский снег должен утилизироваться, а не таять на свалках, как сейчас.

Захаров-Сергей.jpgВ свое время Сергей Захаров был руководителем научной группы, которая проводила исследование снеговых свалок в Челябинске. В разговоре с корреспондентом «ЮП» он рассказал, какую опасность может представлять их содержимое.

— Сергей Геннадьевич, в этом году зима у нас относительно малоснежная. Это хорошо или плохо?

— С одной стороны, когда снега много, то концентрация вредных примесей в нем ниже, однако общее их количество будет выше, чем в малоснежную зиму. Это объясняется более частыми снегопадами, которые способствуют вымыванию загрязняющих веществ из атмосферы и их аккумуляции в снежном покрове. С другой стороны, если снега мало, то концентрации загрязнителей в нем будут выше, возрастает его токсичность. Но безусловный плюс снежной зимы в том, что падающий снег очищает воздух от вредных примесей, поэтому дышится легче.

Но на самом деле неважно, сколько выпало снега: в условиях крупного промышленного города это в любом случае отходы. В отличие от дождя, выпавший снег копится у нас в течение примерно пяти месяцев. Он становится накопителем загрязнений. А потом за пять-десять дней тает и оказывается в Миассе и других городских водоемах. Такой залповый сброс, конечно, чрезвычайно вреден и может приводить к токсическим эффектам для речных и озерных обитателей. И получается, что снег, природное, казалось бы, вещество, в условиях мегаполиса становится особым видом отходов, который требует особого обращения. Нельзя просто ждать, когда он растает.

— Что же тогда с ним делать?

— Его нужно вывозить на специально подготовленные снеговые полигоны. На этих полигонах хорошо бы иметь снегоплавильные установки — достаточно простые конструкции в виде относительно больших кубов, где твердая фракция оседает, а осветленная жидкая поступает на обычные очистные сооружения. Осевшую грязь, в свою очередь, нужно нейтрализовать или отправить в шламохранилища.

Если нет возможности сделать снегоплавильную установку, то нужно хотя бы оборудовать на полигоне зону стока, по ходу которого следует соорудить ловушки для удержания взвесей и перехвата растворенных химикатов, например, мини-пруды-отстойники.

— Что же такое содержится в городском снеге, раз требуется целая технология для его утилизации?

— В 2006 году мы выполняли работу по снеговым свалкам, расположенным в водоохранной зоне реки Миасс в пределах города Челябинска. Был такой заказ от тогдашнего министерства по радиационной и экологической безопасности. Работали мы на четырех свалках: одна была вблизи Первого озера, остальные в непосредственной близости от реки Миасс в разных частях города. Причем не просто вблизи, а непосредственно на берегах. Самая большая из них находилась на улице Кожевенной, высота сваленного там снега достигала десяти метров, и ее содержимое даже высыпалось на лед реки. Мы сделали там шурф глубиной два с половиной метра, и, работая в этом шурфе, я чуть сознание не потерял от испарений.

Для всех свалок мы сделали расчет объема воды, а также в перерасчете на воду посчитали, сколько же у нас там разных ингредиентов. В результате получилось, что со всех этих свалок в водоемы поступает 560-670 кг железа, 120-140 кг марганца, 15-16 кг меди, 31-35 кг цинка и 6-8 кг свинца. Кроме того, до 324 т разных солей и до 40 кг нефтепродуктов. Это примерные цифры, которые на самом деле занижены, потому что у нас ведь не весь снег в городе убирается, но он все равно тает и попадает в реку. Кроме того, я не исключаю, что там содержится огромное количество других загрязнителей, которые мы просто не изучали.

— Перед нашим разговором я специально уточнял в городской администрации: сейчас в Челябинске существуют две снеговых свалки — на улице Радонежской и на Бродокалмакском тракте.

— Хорошо, если только две. Но все равно их содержимое так или иначе окажется в воде. Кроме того, в процессе таяния часть ингредиентов, пусть и небольшая, сразу попадает в воздушную среду. Также возможен ветровой разнос, так как на снеговых свалках иногда образуются «черные шапки», когда тающая вода уходит вниз, а твердая фракция остается наверху и высыхает. Ну и не будем забывать, что если из года в год в одно и то же место свозить весь снег с городских улиц, то там появляется ареал загрязнения с огромной концентрацией вредных веществ. Потом здесь плохо растут деревья, травяной покров будет угнетенный. Если это место находится вблизи водоема, оно будет влиять и на водную среду. Будут болеть водоплавающие птицы, которые питаются здешней рыбой. Могут болеть кошки. Поэтому снеговые свалки в черте города размещать нельзя, а на водосборной территории — тем более.

Поделиться

Вчера | 18:17
В челябинской больнице капитально отремонтировали отделение гнойной хирургии

Операционные, реанимацию и палаты разместили на одном этаже.

Вчера | 12:12
В нацпарках развивают бережный туризм

На Креативной неделе в Челябинске обсуждали, как «Таганаю» увеличить турпоток, сохранив экосистему.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

Новости   
Спецпроекты