За веру пострадали. В России вспоминают жертв политических репрессий

30 Октября 2022 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
За веру пострадали. В России вспоминают жертв политических репрессий Протоиерей Глеб Коптягин.1930 год

В Челябинске есть место памяти — Золотая гора, где покоятся останки расстрелянных в годы Большого террора. Важно изучать и помнить эту страницу истории.

Массовые политические репрессии начались еще в 1918 году, а последние случаи осуждения по 58-й статьей Уголовного кодекса РСФСР зафиксированы в 1957 году. Пик пришелся на 1937-1938 годы, получившие в историографии название Большого террора. Тогда в Челябинскую область были направлены плановые показатели, согласно которым предполагалось арестовать и подвергнуть репрессиям по первой категории (расстрел) 1500 человек, по второй (заключение в лагерь) — 4500 человек. Этот план был перевыполнен в несколько раз…

Дискуссии о размахе репрессий, количестве расстрелянных до сих пор время от времени возникают. В 1989 году председатель КГБ СССР Владимир Крючков в своей записке для членов ЦК КПСС отметил: «В результате изучения архивных материалов выяснилось, что органами НКВД в 1930-1953 годах в Челябинской области репрессировано 37 041 человек по 23 871 уголовному делу. Из них к высшей мере наказания было приговорено 11 592 человека». Эти цифры подтверждаются документами, которые сегодня хранятся в Объединенном государственном архиве Челябинской области и доступны для родственников жертв и исследователей.

За веру_Постановление тройки о расстреле священника Виктора Дмитриева. 4 ноября 1937 года.jpg
Постановление тройки о расстреле священника Виктора Дмитриева. 4 ноября 1937 года

В 1937-1938 годах в Челябинской области было инспирировано несколько масштабных дел, в том числе «контрреволюционно-повстанческой и диверсионной террористической офицерской организации», «эсеровской диверсионно-террористической организации», «контрреволюционной правотроцкистской организации», «белогвардейской казачьей офицерской контрреволюционной организации», «повстанческо-террористической организации», «объединенного церковно-политического центра», «общества жестокой расправы с большевиками».

На основе архивов

История массовых политических репрессий привлекает не только родственников жертв, но и историков, краеведов. Ведется большая работа в Челябинском областном архиве по уточнению списка пострадавших, возможно, когда-то на Золотой горе появится достойный мемориал, на котором будут увековечены имена всех, кто был осужден по 58-й статье.

За веру_Священник Виктор Дмитриев с женой Натальей Андреевной.jpgОсобый интерес вызывает исследование судеб репрессированных священников. Несколько лет назад вышла книга Андрея Печерина «И тьма не объяла их... Книга памяти репрессированных священно- и церковнослужителей Челябинской области», в которую внесены имена 514 церковников. В этом году по благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия и под эгидой издательского совета Русской православной церкви вышел в свет первый том «Книги памяти жертв политических репрессий Чебаркульского района Челябинской области», который получил подзаголовок «За веру пострадали». Этот том посвящен православным христианам, родившимся и служившим на территории Чебаркульского района.

Книга вышла благодаря активной работе инициативной группы: краеведа, матушки Елены Тураниной, Светланы Тонкошуровой, Валентины Кавки. Проект поддержал областной архив, научным консультантом выступила главный археограф Галина Кибиткина. Биографический справочник основан на документах из архивов Челябинска, Оренбурга, Уфы, Тюмени, Златоуста, Миасса и Чебаркуля, а также на воспоминаниях родственников.

Владыка Алексий в приветствии к читателям отметил: «При советской власти быть православным христианином, молиться, посещать богослужения было опасно, за это приходилось жертвовать материальными благами, положением в обществе, иногда жизнью. Вот почему мы преклоняемся перед верующими, которым выпало жить в те годы. Их пример показывает, что сохранить верность Христу можно в самых тяжелых и, казалось бы, невыносимых обстоятельствах. Благодаря их мужеству и стойкости Церковь Христова вопреки всем усилиям атеистического государства выстояла и существует до наших дней».

Книга хорошо издана: мелованная бумага, твердый перелет, фотографии и копии документов, которые позволяют непосредственно соприкоснуться со страшными страницами прошлого, прочитать постановления тройки о расстреле или выписки из актов о приведении приговоров в исполнение. В некоторых архивно-следственных делах сохранились фотографии репрессированных в профиль, анфас — изможденные лица людей, прошедших через испытания и еще не знающих, что их ждет в будущем. Составители книги трепетно относятся к любым свидетельствам и «следам», оставшимся от репрессированных, поэтому на страницах книги воспроизводятся автографы жертв. Порой это все, что осталось от них.

Судьба протоиерея

В книге описано более двух сотен судеб, причем составители не стали ограничиваться только Чебаркульским районом, благодаря чему удалось создать широкий контекст, выйти за пределы территории, а в некоторых случаях заглянуть в наши дни, показав потомков жертв политических репрессий.

Например, судьба протоиерея Глеба Даниловича Коптягина. Он родился в 1878 году в поселке Уштаганка, его предки были казаками, отец — атаманом поселка. Как казак, он прошел положенную службу, а потом стал учителем, преподавал в поселковой школе, с 1912 года служил псаломщиком в Куртамыше, в 1920 году посвящен в сан священника, недолго служил в челябинской Свято-Троицкой церкви.

Впервые был осужден 1926 году и шесть месяцев находился в заключении, а затем освобожден по амнистии. В 1928 году переехал в Миасс, где служил в Александро-Невской церкви. В 1930 году на проповеди он сказал: «Братцы и сестры! Вы сами знаете, какие гонения на святую церковь творят коммунисты. По району насильно закрыли церкви, а в газетах пишут, что этого хочет сам народ. Скоро и нашу церковь закроют, поэтому необходимо всем вам причаститься Святых Христовых Тайн. Приводите детей причащаться, готовьте их для испытаний… Христос терпел, и мы должны пережить все невзгоды и насилия со стороны властей. Вы знаете, что коммунисты ненавидят нас, и они, как имущие власть, творят всякое насилие… Вас всех, тружеников, ограбили налогами и хлебозаготовками, а что творят местные власти… Вот был я на месте родины моей в деревне Уштаганка и посмотрел, что с ней сделали новые власти большевики: вся деревня разорена, видя все это, я не мог сдержать слез».

За веру_Постановление тройки о расстреле протоиерея Глеба Коптягина. 2 октября 1937 года.jpg
Постановление тройки о расстреле протоиерея Глеба Коптягина. 2 октября 1937 года

В 1930 году отец Глеб арестован и осужден по 58-й статье на восемь лет, отправлен в Вишерские лагеря, там он познакомился и сблизился с епископом Антонием Миловидовым. В 1933 году вновь амнистирован, вернулся в Миасс.

В третий раз арестован в июне 1937 года. В постановлении тройки управления НКВД по Челябинской области отмечалось: «Являлся членом контрреволюционной организации духовенства… руководителем филиала Миасской организации… созывал систематически нелегальные сборища, где давал установки о вооруженной борьбе с советской властью». Приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 4 октября 1937 года вместе с епископом Омским и Челябинским Антонием Миловидовым, признанным организатором и руководителем «повстанческо-террористической организации духовенства Челябинской области». Всего по этому делу осуждено 127 человек.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

27.03.2024 | 10:10
Поднять целину. Как решали продовольственную безопасность в СССР

Весной 1954 года был дан старт освоению целинных и залежных земель. За два года планировалось распахать десятки миллионов гектаров в Казахстане, Поволжье, Сибири и на Южном Урале.

24.02.2024 | 11:31
Святое место. Успенский храм ждет возрождения

В Каслях открылся обновленный музей, он разместился в историческом здании заводского госпиталя.

Новости   
Спецпроекты