Подземелье на площади. Кому был нужен бункер под памятником Ленина
В городских легендах Челябинска есть сюжеты о подземных ходах и тоннелях. Что-то из этого вымысел, но есть и реальные факты.
- Первый секретарь. Головокружительная карьера Геннадия Ведерникова
- Первый археолог. Кто стоял у истоков челябинских открытий
Площадь Революции сегодня сердце Челябинска. В уездные времена это место называлось Южной площадью и было окраиной города, за которой простирались пустыри и березовые колки. В 1903 году здесь на пожертвования построили Народный дом, где теперь располагается Молодежный театр. Свое современное название площадь получила в 1920 году.
При составлении генеральных планов Челябинска 1936 и 1947 годов площадь приобрела значение политико-административного и общественного центра города. По плану, она предназначалась для проведения парадов, демонстраций, городских праздников, а потому это место должно было получить соответствующее монументальное обрамление. Архитектурное оформление площади растянулось на десятилетия, что теперь заметно по разнообразию стилей, использованных в окружающих жилых домах, административных зданиях и театрах.
После войны на площади появились трибуны, над которыми возвышалось подобие стелы в виде развевающегося красного знамени. Конечно, это было временной конструкцией, место которой со временем должен был занять памятник, соответствующий уровню крупного индустриального центра страны.
Творческий союз
Идея сооружения памятника Владимиру Ленину на площади Революции совпала с подготовкой к празднованию 40-летней годовщины Октябрьской революции. В 1957 году был объявлен всесоюзный конкурс, в нем приняли участие скульпторы и архитекторы, целые коллективы из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Челябинска. Всего комиссия рассмотрела 18 проектов, однако первую премию никому не присудили, а две вторые премии достались москвичам и челябинцам. По итогам второго тура победил проект скульпторов Льва Головницкого и Виталия Зайкова, архитектора Евгения Александрова.
Лев Головницкий был самым молодым в авторской группе, ему шел 28-й год. Он окончил Саратовское художественное училище. Он уже был известен по скульптуре «Орленок», вскоре ставшей памятником на Алом Поле, а затем в его творческой биографии будут памятники добровольцам-танкистам и «Память» в Челябинске, «Тыл — фронту» в Магнитогорске и другие.
Виталий Зайков прошел войну, окончил Свердловское художественное училище и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Для него работа над образом Владимира Ленина не была эпизодической. В начале своей творческой деятельности он вылепил в гипсе бюст вождя, памятники Владимиру Ленину его работы были установлены в Магнитогорске, Аргаяше, Щучьем. На Привокзальной площади Челябинска стоит монумент «Сказ об Урале» работы Виталия Зайкова.
Евгений Александров тоже имел фронтовой опыт, в годы войны он командовал взводом огневого управления гвардейских реактивных минометов «катюша». После учился в Московском архитектурном институте и работал в «Челябгражданпроекте». Он неоднократно выступал архитектором в работах Льва Головницкого и Виталия Зайкова, по его проектам построены дома на площади Революции, проспекте Ленина, улице Сони Кривой.
Когда челябинский коллектив уже приступил к составлению проекта, в Челябинск приехал президент Академии художеств СССР Николай Томский. В обкоме партии у известного скульптора поинтересовались, есть ли у него готовая скульптура Владимира Ленина для установки на челябинской площади. У академика была скульптура, однако, оценив место, он сказал, что его пятиметровая работа будет маловата для такого пространства.
Евгений Александров позднее вспоминал: «При повторном приезде в Челябинск H.В. Томский, подробно познакомившись уже с нашим вариантом памятника, похвалил его, но при этом заметил: «Скульптура по высоте подходит, а вот постамент, кажется, тонковат». А ведь он был прав, дело в том, что и трибуны, и постамент были выполнены ранее, чем скульптура. Теперь вместо 7 метров по проекту фигура стала иметь высоту 8,2 метра. А размер постамента остался прежним, вот он и стал узким.
Буфет и радиоузел
Кроме внушительных размеров у монумента была еще одна особенность — подтрибунное помещение. Инициатива исходила от обкома, руководство региона предложило предусмотреть, чтобы во время демонстраций и митингов, особенно в холодное время, была возможность отдохнуть и погреться.
Архитектор Евгений Александров, которому было поручено спроектировать помещения под памятником, вспоминал: «Я, конечно, был против. Это же осквернение памятника! Но они поступили по-своему. Внутри постамента оборудовали небольшой буфет, туалет, посадили постового, чтобы охранял. Да еще и отопление провели».
Вход в подземелье был с южной стороны постамента, за дубовой дверью, отделанной латунью, располагалась винтовая лестница, которая вела под памятник. Внизу из тамбура налево располагалась комната отдыха с буфетом площадью 18,5 квадратных метра, а направо — комната связи и радиоузла, курительная комната и туалет. Общая площадь помещений составляла около 40 квадратных метров, высота — 2,4 метра.
Помещение было сложено из железобетонных блоков и плит, внутри кирпичные стены, оштукатуренные и покрашенные масляной краской, деревянные полы, простая мебель. Отапливалось всё электропечами, была вытяжная вентиляция, воду для туалета подвозили автоцистернами, а канализация выходила в городскую систему. Была там и телефонная связь, а радиоузел оборудован усилительной аппаратурой. Весь комплекс с монументом, трибунами и подземными помещениями обошелся городскому бюджету в 3 млн рублей.
Торжественное открытие памятника состоялось 5 ноября 1959 года. На постаменте надпись: «В.И. Ленину от трудящихся Челябинска». Право торжественного открытия памятника было предоставлено участнику революционного движения, члену партии с 1904 года Ивану Белостоцкому. Челябинский поэт Марк Гроссман написал по этому поводу:
Упало с бронзы покрывало,
И, задевая облака,
Встал над высотами Урала
Владимир Ленин на века.
О пожаре сказали по радио
После открытия памятника архитектору Евгению Александрову не давала покоя возникшая диспропорция: высокой скульптуре вождя не хватало ширины постамента. Однако памятник был открыт, и вопрос закрыт, пока не представился случай.
«В последующие 10-15 лет исправить эту ошибку не представлялось возможным, — вспоминал Евгений Александров. — Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А произошло вот что: однажды, когда памятник уже простоял немалое число лет, в помещении под ним, где был буфет, ночью случился пожар. Как уж об этом пронюхали американцы, никто не знает, только следующим же утром сообщил о таком ЧП по радио «Голос Америки» (включено в список иноагентов): «В Челябинске сгорел памятник Ленину».
Произошло замыкание электропроводки, что стало поводом для ремонтных работ. Евгений Александров воспользовался этим и не только заложил вход в подтрибунное помещение, против которого был изначально, и на 90 сантиметров увеличил ширину постамента.
Поделиться