Дмитрий Альтман: «Больницы без очередей и потерянных медицинских карт – это реально»
С 2013 года в Челябинской областной клинической больнице активно осуществляется внедрение автоматизированной информационной системы.
- «Электронная» больница. Глава региона Борис Дубровский проверил работу новой информационной системы в ЧОКБ
- Проходить или не проходить? В Челябинской области продолжается обследование здоровья граждан
— Ежедневная посещаемость диагностического отделения ЧОКБ составляет порядка 1000 пациентов. Это почти 26 тысяч человек в месяц. Помогает ли система электронной регистрации разгрузить этот колоссальный поток?
— Суть не в том, чтобы разгрузить поток, а в том, чтобы сделать нахождение наших пациентов в больнице максимально комфортным. Когда в зале регистратуры одновременно находятся 150-200 человек, образуется давка, нервозная обстановка. Теперь все иначе. Пациент подходит к терминалу и выбирает на электронном табло один из трех пунктов: «Запись на исследования и анализы», «Получение результатов», «Запись на платный прием». Терминал выдает талон с номером, и вы отправляетесь в зал ожидания. Мы про себя называем его «мини-кинотеатром». Кино там, конечно, не показывают, но ожидающие могут выпить чаю или воспользоваться доступом в Интернет. О том, что подошла ваша очередь, сообщат информационные экраны. Диспетчер по громкой связи продублирует ваш номер и окно, к которому нужно подойти. Таким образом, люди не стоят в очереди, не дышат друг другу в затылок, не испытывают стресс и дискомфорт. В больнице это особенно важно.
— Трудно поверить, что во всех поликлиниках и больницах области возможно внедрить такую систему…
— Почему же? На самом деле, это несложно. Меня часто спрашивают: «Сколько денег вам пришлось потратить?» Так вот, поверьте мне, эта система не требует немыслимых вложений. Главное — желание. По сути, нам необходим терминал, несколько мониторов и программное обеспечение. Это совершенно реализуемые вещи.
— Как показала себя практика внедрения электронной истории болезни?
— Скажу сразу: это не изобретение последних дней. Но в Челябинской области эта система только внедряется. Пока мы единственная больница в регионе, которая этим сейчас занимается. Хотя со временем это станет повсеместным явлением. Некоторые утверждают, что на это уйдет лет 15-20, но, я думаю, это произойдет быстрее.
— Электронная история болезни полностью заменяет собой бумажный вариант медицинской карты?
— По сути, да. Но пока мы только тестируем эту систему. Еще нет нормативно-правовой базы, позволяющей полностью отказаться от бумажного носителя. Поэтому в какой-то степени мы делаем это на свой страх и риск. Но для обеспечения достоверности электронной истории болезни мы используем квалифицированную электронную подпись врача.
Благодаря новым информационным системам нам удалось упростить процесс госпитализации. Пациенты, приезжающие из области с направлением на госпитализацию, направляются из поликлиники в плановое приемное отделение. Пока они идут из 1-го в 4-й корпус, вся необходимая информация о них уже открывается сотрудниками «приемника». Там же распечатывается бумажный аналог электронной карты, и пациенту остается только поставить нужные подписи и отправиться в палату необходимого профиля. Это существенно сокращает время, которое люди всегда тратили на процесс оформления госпитализации на операцию или лечение в стационарах ЧОКБ, а также позволяет уменьшить нагрузку на сотрудников, которые еще недавно вручную заполняли все формы с большого количества документов. У нас уже значительно сократились очереди на плановую госпитализацию.
— Возможна ли утечка информации? Насколько безопасна такая система? Все-таки речь идет о персональных данных.
— Очевидно, что такая система предполагает и особые требования к информационной безопасности. Но мы работаем на базе серьезной программы — медицинской информационной системы «Барс». Она автоматизирует деятельность стационаров и поликлиник, позволяет осуществлять обмен данными между лечебно-профилактическими учреждениями и централизованно собирать показатели работы со всех медучреждений. Деятельность персонала становится прозрачной для руководства, появляется возможность сводить статистику по пациентам и врачам. Пациент в свою очередь также может видеть, что прописал ему врач, знает, от чего его лечат. Пока к системе «Барс» подключены только шесть лечебных учреждений области: челябинская городская больница № 6, Копейская и Еткульская центральные районные городские больницы, Южноуральская и Чебаркульская центральные городские больницы, Магнитогорская городская больница.
По поводу безопасности персональных данных скажу, что медики по закону имеют право доступа к этой информации. С другой стороны, это удобно. Если жителю Челябинской области вдруг потребуется срочная медицинская помощь за пределами дома, врачи в другом городе по запросу получат сведения о пациенте и смогут своевременно оказать человеку помощь.
Поделиться