Минобр отказывается от сокращения бюджетных мест в вузах

12 Августа 2016 Автор: Яков Алексеев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Минобр отказывается от сокращения бюджетных мест в вузах

Информация о том, что Министерство образования РФ планирует сокращать бюджетные места в вузах, увольнять ученых и снижать стипендии, появившаяся недавно в федеральных СМИ, наделала много шума. Затем последовала встреча депутатов Государственной думы с действующим министром образования и науки Дмитрием Ливановым, после которой Минобр от «покушения» на бюджетные места вроде бы отказался.

Так это или нет, мы решили узнать у одного из участников встречи, нашего земляка, депутата Государственной думы от Челябинской области, первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова.

— Владимир Владимирович, расставьте все точки над i: Министерство образования будет сокращать бюджетные места в вузах или нет?

Бурматов_марочка.jpg— Итогом нашей встречи с Дмитрием Ливановым стало однозначное заявление министра, что никакого сокращения бюджетных мест в вузах не будет. На ближайшие годы их количество останется на прежнем уровне, несмотря на сокращение числа выпускников школ. Это главный результат нашей встречи с министром. Те заявления Минобрнауки, которые ранее цитировались в СМИ, о перспективах уменьшения количества бюджетных мест я считаю варварством и могу охарактеризовать как абсолютно недопустимые для федерального ведомства. Ни о каких сокращениях, на мой взгляд, не должно идти и речи, и очень хорошо, что нам удалось добиться однозначной реакции Минобра: сокращать бюджетные места не будут.
 
— Это отличная новость, однако по поводу своих прежних идей по сокращению бюджетных мест министр высказался как-то неоднозначно: то ли чиновников неправильно поняли, то ли и вовсе подставили…
 
— Есть хорошая поговорка: «не бывает дыма без огня». Я благодарен тем журналистам, которые вовремя сообщили о наличии у министерства идей по сокращению бюджетных мест. Подобные утечки, кстати, происходят не впервые. Полтора года назад были заявления о планах по уменьшению количества бюджетных мест на 20 %, около месяца назад в СМИ прошли заявления о том, что якобы 65 % россиян вообще не нужно высшее образование, а потом появилось недавнее заявление о том, что у Минобра есть планы по уменьшению количества бюджетных мест на 40 %. Мы не могли с этим смириться и пригласили министра на разговор, который получился жестким, однако достиг главного результата: на чьих бы то ни было планах по сокращению бюджетных мест поставлен крест. Абитуриенты смогут по-прежнему поступать в вузы на бюджет.
 
— А может быть, нам и правда не нужно столько студентов? Зачем нам такое количество людей с высшим образованием? Пусть идут на заводы и в техникумы, у станков же стоять некому.
 
— Нужно человеку высшее образование или нет, должен решать он сам, а не какой-то чиновник, пусть даже это федеральный министр. Я приветствую желание молодых людей идти в техникумы, колледжи и работать на производстве, однако добиваться этого, закрывая им возможность обучаться в вузах, — это садизм. Нужно повышать престиж рабочих профессий, возвращать уважение человеку труда, заниматься профориентацией в школах, оснащать техникумы современным оборудованием и таким образом возрождать интерес молодежи к рабочим специальностям. При этом у каждого должен оставаться выбор — получать высшее образование или среднее специальное, а может быть, сначала окончить техникум, а потом пойти в вуз или даже учиться в них параллельно, сейчас образовательные программы позволяют и такое. Однако принимать решение о своем будущем должен сам абитуриент, а не министр за него. Кроме того, никто не отменял указ президента о создании 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Это одна из точек роста нашей экономики. При этом возникает вопрос, кто будет работать на этих местах, ведь они требуют серьезных компетенций и именно высшего образования. Что будет, если Ливанов позакрывает для всех талантливых, но небогатых студентов возможность его получить? И последнее, что меня тревожит, — это перспективы коммерциализации высшего образования с подачи Ливанова. Фактически министр, судя по всему, готов был предложить нам такой проект: у кого есть деньги — у того есть образование, у кого их нет — тот сам виноват. Я никак не могу согласиться с таким подходом, поскольку он является несправедливым и оставляет за бортом толковых и способных ребят из не очень богатых семей. Поэтому наш главный и принципиальный вопрос на встрече — сохранить количество бюджетных мест, и я рад, что его удалось решить положительно.
 
— Вы задавали Дмитрию Ливанову и вопрос по ситуации с обеспечением школ учебниками.
 
— Я считаю ситуацию с нехваткой учебников катастрофической. Фактически школьные учебники приходится покупать на родительские деньги, а это примерно 3,5 тысячи рублей в семейном бюджете ежегодно. Чиновники и аффилированые с ними издательства зарабатывают на наших детях огромные деньги. При этом качество учебников с каждым годом становится все хуже. По моему мнению, школьные учебники должны быть качественными и доступными. Необходимо навести порядок и в перечне учебников, для того чтобы он не менялся хаотично. Нужен контроль со стороны федерального ведомства, потому что ситуация во многом пущена на самотек.
 
— И что на это ответил министр образования?
 
— Честно говоря, меня не устроил ответ министра образования на вопрос об обеспеченности регионов учебниками. Я считаю, что позиция, которую демонстрирует Министерство образования в этом вопросе, может быть охарактеризована как «самоуспокоение» или же полное незнание реальной ситуации. Потому что когда министр нам говорит, что всего 12 регионов в Российской Федерации испытывают проблемы со школьными учебниками, я считаю, что в этой цифре есть изрядная доля лукавства. Мое мнение, что она занижена как минимум втрое. То есть, по нашим оценкам, более 30 субъектов Российской Федерации испытывают серьезные проблемы с обеспечением школьными учебниками.
 
— Кто виноват в этой неразберихе и что, на ваш взгляд, нужно делать?
 
— То, что сейчас происходит такой бардак с учебниками, это вина федерального Минобра. Причем самое печальное, что в этой ситуации крайними оказываются директора школ, которых мучают проверками, учителя, которым приходится, краснея, выпрашивать деньги на новые учебники, и родители, которым нужно всякий раз тратиться. Нужно заканчивать бизнес на детях и возвращаться к старой доброй системе единых учебников по основным предметам, которая хорошо зарекомендовала себя в советское время и позволяла пользоваться учебниками нескольким поколениям школьников. Вспомните, как мы сдавали учебники в конце года и получали новые, доставшиеся от старших товарищей. При такой системе учебники «жили» годами, всегда стояли на полках, и к их качеству не было вопросов.
 
— Мы знаем, что на встрече с министром вами поднимался и вопрос о заработных платах учителей.
 
— Да, мы потребовали от министерства сохранить темпы роста заработных плат воспитателей детских садов, учителей школ, преподавателей вузов и обеспечить безусловное выполнение президентских майских указов.

Анкета эксперта: Бурматов Владимир Владимирович

Поделиться

Вчера | 15:45
На операцию в Челябинск курганец прилетел на вертолете

Острое расслоение аорты застало «робинзона» на крыше дома в паводок.

Вчера | 13:14
Азбука для Севера. Какую письменность создал Стефан Пермский

Если взять самый первый том энциклопедии «Истории литературы Урала», можно увидеть на корешке пометку «с XIV века».

01.09.2023 | 20:37
Безопасные уроки. На Южном Урале в День знаний обеспечили правопорядок

На всей территории Челябинской области в День знаний прошли торжественные мероприятия, посвященные началу нового учебного года.

23.06.2023 | 13:13
Забытое старое? В Челябинске готовы отказаться от двухуровневой системы МСУ

Свою инициативу уже озвучили депутаты городской думы Челябинска.

Новости   
Спецпроекты