Вера Меркер: «В Челябинске отсутствует стратегическое видение в вопросе озеленения города»
Правильно организованные зеленые полосы вдоль дорог способны задерживать до 60 % загрязнений, поступающих в атмосферный воздух от автомобильного транспорта.
- Светлана Радайкина: «В Челябинске люди отвыкли от натуральных продуктов»
- Олег Климов: «Тема квотирования выбросов до сего момента была отложена в долгий ящик»
- Ирина Гладкова: «Предприятия нуждаются в людях, а люди — в чистом воздухе»
— Вера Викторовна, если в общих чертах: как выглядят правильно организованные придорожные защитные насаждения?
— Улучшение качества воздуха является первым среди наиболее важных факторов влияния зеленых насаждений на экологическую ситуацию в городе, благодаря этому качеству растения можно и нужно использовать для создания зеленых зон и полос вдоль транспортных магистралей. При формировании защитных насаждений вблизи дорог необходимо помнить, что уровень снижения загрязнения воздуха в значительной степени зависит от структуры защитной полосы и плотности посадки и что в летнее время, естественно, эффективность полосы максимальная. Например, в летнее время однорядная полоса деревьев при ширине защитной полосы в 5 метров снизит уровень загрязненности на 4-10 %, а четырехрядная полоса древесно-кустарниковых насаждений при ширине 30 метров — на 50-70 %. Как видите, эффективность использования зеленых насаждений для охраны атмосферного воздуха от загрязнений, вносимых автомобильным транспортом, может быть довольно велика.
К сожалению, в Челябинске отсутствует плановый программный документ, совмещающий задачи сохранения и развития зеленых насаждений и природных сообществ с социальными интересами населения и экономическими интересами правообладателей земельных участков. По сути, это приводит к неэффективному управлению тем, что существует. С одной стороны, мы видим, что существует некоторое количество наработок разного рода в этой области, а с другой стороны, в большинстве случаев подход к созданию, поддержанию и управлению зелеными насаждениями абсолютно стихиен и в некоторых случаях непрофессионален. Отсутствие стратегического видения в вопросе озеленения города и научного обеспечения вопросов зеленого строительства приводит, конечно, к негативным последствиям.
— Какие виды деревьев и кустарников лучше всего подходят для озеленения дорог?
— Лучше всего задерживают пыль шершавая листва вяза (шершавого, гладкого, приземистого) и листья сиреней (венгерской, «престена», персидской), покрытые ворсинками. Листья вяза задерживают пыль примерно в 6 раз больше, чем листва тополя; листья сирени — в 3 раза больше тополя и т.д. Эффективны боярышник, яблоня, смородина. Следует отметить, что газозащитная роль зеленых насаждений во многом зависит от степени дымоустойчивости самих пород. Наиболее эффективными кроме уже упомянутых здесь являются рябина обыкновенная, тополь белый, клен татарский, рябинник рябинолистный и др.
— Для правильного озеленения в несколько рядов требуются широкие придорожные полосы. Достаточно ли их осталось в Челябинске после так называемой дорожной революции?
— На протяжении последних лет мы видим проведение многочисленных мероприятий, связанных с расширением улиц и способствующих перераспределению транспортных потоков. Налицо отчетливая тенденция сокращения площадей зеленых насаждений в связи с этим. Можно также совершенно точно констатировать деградацию зеленых насаждений в городе, и в первую очередь вдоль дорог. Пожалуй, еще никогда масштабы обрезки и вырубки деревьев не были так сильны, как в последние годы. Но чтобы понять, сколько и где осталось площадей для придорожного озеленения, необходимо провести инвентаризацию зеленых насаждений. Последний раз она проводилась в 1986 году.
Поделиться