Из-под пера генерала. Сколько ведер водки могли выпить оренбургские казаки и как следовало вопить во время их похорон?
В Челябинске вышла книга по истории Оренбургского казачества, не издававшаяся почти 150 лет.
- Накануне подвигов. Челябинец обнаружил в архивах уникальную фотографию XIX века
- Дилижанс из прошлого. 110 лет назад через Челябинск проходила грандиозная автомобильная гонка Пекин — Париж
- Башня Тамерлана. На юге Челябинской области может появиться туристический бренд России
Обвинялся в шовинизме
Установлен был знак на месте дома-дачи казачьего атамана.
Примечательно, что инициаторами его установления стали участники социокультурного проекта «Мы степнинцы!» (руководитель Артем Артемьев).
У Степного сельского поселения своя история. Именно здесь находился некогда хутор генерала Старикова. В прошлом году благодаря степнинцам в трех километрах от Верхнеуральска была восстановлена и освящена некогда разрушенная часовня в честь иконы Божьей Матери «Табынская» — святыни Оренбургского казачьего войска.
Несмотря на то, что об истории Оренбургского казачества написано немало книг, однако белых пятен остается еще очень много. Поэтому столь ценными являются свидетельства очевидца и первого летописца Федора Старикова.
На его труды ссылались и до сих пор ссылаются многие исследователи, хотя до недавнего времени среди историков бытовала достаточно сдержанная оценка его работ.
Более того, Федора Старикова, по словам составителя книги и автора примечаний Ивана Купцова, несправедливо обвиняли даже в шовинизме. Как бы то ни было, но так уж исторически сложилось, что с 1884 по 2012 год работы Старикова ни разу не были напечатаны. Сегодня практически невозможно разыскать редкие экземпляры его книг. Между тем огромнейший личный опыт историка и этнографа, которым обладал казачий генерал, способен не только удовлетворить интерес читателя, но и послужить основой для современных научных исследований.
И вот, наконец, в 2016 году были переизданы его труды по истории Оренбургского казачьего войска. Издание подготовлено по решению Совета проекта «Мы степнинцы!», а также благодаря областному движению «За возрождение Урала» (заместитель руководителя Владимир Литвинов) и под патронажем губернатора Челябинской области Бориса Дубровского.
От казака до генерала
Так кто же он такой, генерал Стариков?
Будущий историк появился на свет в 1842 году в станице Миасской Челябинского уезда Оренбургской губернии в семье хорунжего. В 18 лет поступил на службу, пройдя путь от рядового казака до генерала. Его биография настолько насыщена событиями, что одно их перечисление заняло бы несколько страниц.
В 1863 году участвовал в подавлении восстания в царстве Польском, через два года учительствовал в Миасской станице, еще через два года уже в чине сотника сражался в боях с бухарцами в Туркестанском военном округе, затем был участником легендарных среднеазиатских походов 1875-1876 годов, приходилось быть даже начальником большого госпиталя. Большую часть жизни прожил в Верхнеуральске, в доме, в котором сегодня расположена местная школа искусств.
При этом боевой офицер находил время для серьезных исторических исследований, подробно изучал архивы, одним из первых в Оренбургском крае обратил пристальное внимание на памятники истории и культуры в небольших казачьих поселениях. Был действительным членом Русского географического общества.
Умер в 1911 году в Москве. В 2000 году постановлением губернатора Челябинской области Петра Сумина была учреждена премия имени Ф.М. Старикова.
Резня во время жатвы
Поражаешься тому, насколько живо и натурально описывает автор книги детали жизни, быта казаков и, конечно же, их повседневной службы. Так, почти с документальной точностью Стариков рассказывает, например, о проводимой разведке, предшествовавшей постройке крепости, как казачий форпост с рассветом выставлял по линии к стороне неприятеля «маяки», конные пикеты. Автор примечает, что «пост занимали всегда трое, потому что число три считалось казаками символом Святой Троицы и вместе с тем служилось ручательством большей бдительности».
В очерках описывается, как киргизы, захватив людей и скот, переплывали на левый берег Яика (сегодня река Урал), где считали себя вне всякой опасности, поскольку казакам запрещено было переходить реку. Во время полевых работ, несмотря на усиленные разъезды и караулы, в особенности во время жатвы или покоса, «хищники» (так называли киргизов) незаметно прорывались сквозь линию и нападали врасплох на работающих: одних рубили на месте, других подхватывали и уносились с несчастными в степь. Пограничная стража вместе с населением пускалась преследовать дерзких «хищников», нередко случалось ей догонять их на переправах, при этом происходила общая свалка и беспощадная резня. Никто не осмеливался в то время выходить из домов без оружия. Куда бы казак ни отправлялся, ружье и шашка были его неразлучными спутниками: не покидал он их ни в бою с неприятелем, ни в домашнем быту.
Сорок ведер водки для свадьбы
Федор Стариков подробно описывает, как было устроено жилище у казаков, начиная от сеней и заканчивая горницей и чуланом. В переднем углу — божница, уставленная иконами, из которых самое видное место занимает Плащаница, особенно уважаемая икона казаков.
«Самая любимая пища казака — постные или скоромные щи из кислой капусты и лапша, а также и пельмени, которые приготовляют из мяса или капусты и груздей… Пища казака во время угощения гостей буквально поражает своим обилием и разнообразием: тут подаются жареные гуси и утки, различные мясные паштеты, студни и похлебки, сладкие пироги и сдобные коровашки разных сортов и с различной начинкой и другие сдобульки… По заведенному порядку гости из двора во двор ходят от одного к другому без всякого промежутка, до тех пор пока большинство их не перепьется «до положения риз».
Особенность похорон заключается в том, что близкие и родные все время плачут; степень соболезнования об умершем выражается степенью плача с причитанием, то есть чем сильнее вопль, тем более плачущим выражается сочувствие к покойному. По местному выражению это называется «выть с причетами».
Случаев, когда казаки устраивают попойки, много, но самые замечательные из них — свадьбы, крестины, храмовые праздники, проводы казака на службу и прибытие его оттуда… Нигде так много не выпивается водки, как на свадьбах казаков: на бедной уничтожается от 10 до 15 ведер, а на богатой — от 20 до 40».
Перстень от цесаревича
В своей книге об истории Оренбургского казачьего войска Федор Стариков демонстрирует талант историка, этнографа и даже фольклориста. Одна из глав посвящена описанию маршрута путешествия в 1891 году наследника цесаревича Николая от границы Сибири по всему Оренбургскому казачьему войску с упоминанием всех станиц, в которых изволило быть его императорское высочество. Любопытно, что в том же году на войсковом круге в Оренбурге Федор Стариков от имени Оренбургского казачьего войска подарил цесаревичу Николаю две свои книги. За это будущий император пожаловал атаману драгоценный перстень.
А еще в книге приводится два десятка старинных казачьих песен — о боевых подвигах, о славных атаманах, о любимом коне и неверной жене. Очевидно, что сам генерал еще успел застать их живое исполнение. Каждая из них — маленькая история, драма или даже трагедия. Это почти документальный слепок жизни уральских казаков из позапрошлого века — полузабытой, но все-таки как будто знакомой, а главное, чудесно возвращающейся к нам...
Интересует история?
Читайте Telegram-канал «История. Уральская линия»: уникальное собрание старинных фотографий и интересных фактов об истории региона — t.me/hisur
Поделиться