Национальный акцент. В каких мессенджерах обитают межэтнические коммуникации
Впервые за много лет IX Съезд национально-культурных объединений Южного Урала провели в формате видео-конференц-связи.
- В Челябинске «Расулевские чтения» впервые прошли в режиме онлайн
- Эксперты рассказали, как грамотно освещать вопросы национальной политики
Открывая встречу, руководитель Общественной палаты Челябинской области Николай Дейнеко отметил, что в вопросах реализации государственной национальной политики установилось четкое взаимодействие правительства Челябинской области с национально-культурными объединениями.
В пленарной части форума принял участие заместитель губернатор Челябинской области Анатолий Векшин, отметивший, что социально ориентированные НКО очень быстро отреагировали на вызов времени. Так, Ассамблея народов Челябинской области совместно с национально-культурными центрами оперативно оказали помощь студентам из стран СНГ, проходящим обучение в вузах региона и оказавшимся оторванными от дома. Впервые в этом году губернатор выделил 100 млн рублей на предоставление грантовой поддержки НКО и активным гражданам на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свободы человека. Национально-культурные центры уже активно используют эту возможность.
Митрополит Челябинский и Миасский Григорий высказал мысль о важности мира и согласия между представителями разных национальностей на территории Южного Урала.
По его словам, необходимо создавать такие условия, чтобы каждый житель Южного Урала, осознавая собственную культурно-национальную идентичность, мог полноценно реализовать себя в ней.
Его поддержал председатель регионального Духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей Ринат хаджи-хазрат Раев: раскрытие актуального опыта национально-культурных объединений Челябинской области несет в себе укрепление национально-культурных базисных ценностей народов, сохранение и передачу последующим поколениям традиций, обычаев и культурного наследия.
Принимавшие участие в съезде представители Татарстана, Башкортостана, Казахстана отмечали, что в республиках стараются активно поддерживать своих соотечественников, живущих в Челябинской области. При этом наши ближайшие соседи традиционно участвуют в национально-культурных проектах, проводимых в Челябинской области: в Бажовке, фестивале «Соцветие дружное Урала», областном Сабантуе и других праздниках.
Один из руководителей Всемирного курултая башкир Эльвира Аиткулова отметила, что в топе наиболее важных задач стоят вопросы сохранения культурно-исторического наследия своего народа, представители которого проживают за пределами республики. В этой связи, по ее словам, особую значимость приобретают вопросы образования, в системе которого произошли существенные изменения, в том числе возникло право родителей указывать в документах изучение предметов на родном языке в любом субъекте РФ, в том числе и в Челябинской области.
О переменах в работе сообщил атаман Оренбургского войскового казачьего общества Владимир Романов, отметивший, что в войсковом управлении введена должность помощника атамана, который отвечает за культуру. Сегодня в казачьих войсках действуют музыкальные коллективы, казачья культура и традиции изучаются в кадетских корпусах и классах. Буквально накануне съезда в дистанционном режиме прошел «Казачий диктант-2020», посвященный истории, культуре, жизни и наследию Оренбургского казачества.
Заместитель председателя комитета ЗСО по социальной политике, председатель Ассамблеи народов Челябинской области Александр Журавлев назвал организации, которые в полной мере проявили себя как социально ориентированные институты гражданского общества. Так, еще на начальном этапе пандемии Таджикский и Узбекский национально-культурные центры запустили специальные программы социальной помощи для своих земляков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Им удалось собрать и передать нуждающимся сотни продуктовых наборов. Езидский национальный культурный центр организовал бесплатную доставку уже приготовленных блюд ресторанного качества таким же нуждающимся семьям города. Заместитель председателя Общества дагестанской культуры в условиях сложившегося весной дефицита масок перепрофилировал свое производство на их шитье и организовал бесплатную раздачу масок социальным учреждениям Челябинска.
Прописка в онлайн
Руководитель Конгресса татар Челябинской области Лена Колесникова напомнила, что еще в начале года стартовал десятый по счету конкурс «Татар кызы». Но даже после наступления в марте режима самоизоляции от традиционного конкурса решили не отказываться, а перевели его в онлайн-формат. Участницы конкурса узнали, что такое Zoom, онлайн-площадка, научились проводить видеоконференции, создавать чаты в мессенджерах. В онлайн-формат были переведены традиционный конкурс «Джалиловские чтения», татарский диктант, собравший гораздо больше участников, чем в офлайн-режиме.
Председатель исполкома челябинской организации «Башкирский Курултай» Морис Юсупов рассказал об уникальном телепроекте «Россия — моя история», который посмотрели тысячи южноуральцев. Рассказал он и о Сабантуе и этноконкурсе «Уральский батыр», также проведенных в формате онлайн-вещания, однако собравших многотысячную интернет-аудиторию.
Впервые в программу съезда включена отдельная секция, посвященная вкладу некоммерческих организаций в развитие народной дипломатии.
По словам председателя совета ассоциации национально-культурных объединений «Ассамблея народов Челябинской области» Ханахмеда Гюлова, у онлайн-формата есть и свои плюсы. Так, благодаря трансляции съезда в соцсетях аудитория участников значительно расширилась, поскольку зрителями смогли стать все желающие.
«Когда в период пандемии межэтническая жизнь встала, мы устроили в виртуальном пространстве 28-дневный марафон, в ходе которого, сидя дома, мы рассказывали о национальных особенностях регионов России с историей, культурой, бытом различных народов, — рассказала председатель гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге. — Так, у нашего портала «Национальный акцент» посещаемость не только не упала, но и увеличилась».
При этом Маргарита привела любопытную статистику: 78 % россиян от 12 лет и старше (95 млн человек) пользуются интернетом. Из них чуть более половины предпочитают соцсети. Раскладка такая: в YouTube люди проводят 49 минут в день, «ВКонтакте» — 33, в «Инстаграме» — 23, в «Одноклассниках» — 19, «Фейсбук» отнимает лишь 8 минут.
В октябре активная часть пользователей в «Инстаграме» составила 43 млн человек, в «Фейсбуке» лишь полтора миллиона. Продолжает расти популярность мессенджеров: в ватсапе обитают 70 млн россиян, в вайбере — 36, в Telegram — 26.
«С такой картиной не всегда справляются национально-культурные организации, которые по старинке выпускают печатные издания, — замечает Маргарита Лянге. — Возникает вопрос: для кого? Молодая аудитория их уже не читает. Между тем основные угрозы, в том числе в сфере межнациональных отношений, находятся сегодня в интернет-пространстве».
Поделиться