Плюс 1000 евро. Почему Челябинск считают самым театральным городом России

11 Марта 2019 Автор: Светлана Симакова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Плюс 1000 евро. Почему Челябинск считают самым театральным городом России


«Русский театр переживает тяжелые времена» — с этой фразы начался разговор с одним из самых известных современных режиссеров России Сергеем Федотовым.

Его спектакли неизменно вызывают зрительский катарсис, а его актеров нельзя не заметить в толпе им подобных. Пермский театр «У Моста» был участником челябинского фестиваля «CHELoВЕК театра» и, как всегда, играл свой спектакль в переполненном зрительном зале.

 Разучились работать с артистом

— Сергей Павлович, в Год театра нельзя не говорить о настоящем и будущем объекта внимания. Каким вам представляется современный российский театр?

— Сегодня для российского театра время тяжелое, потому что все плацдармы захватили постмодернисты, так называемая новая режиссура. И театр классический — театр Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова, Марка Захарова, Олега Ефремова, на котором я вырос и который проповедую, практически забыт. Не про себя говорю. Тридцать лет я доказываю, что великая русская школа психологического театра, театра человеческой души — наше главное достояние. Это самое великое, что может быть в мире. И всегда будет самым великим.

— Чем объясняете страсть режиссеров к «иному» театру?

— На мой взгляд, причина в том, что разучились работать с артистом, разучились создавать на сцене живой процесс, разучились так организовывать спектакль, чтобы история в нем дышала, чтобы жизнь человеческого духа происходила прямо у нас на глазах. Про все это забыли. Даже фестиваль «Золотая маска» сейчас называет лучшими спектакли, в которых нет ничего от русского психологического театра. Грустно.

— Что нам предлагают взамен театра Станиславского?

— Есть яркая форма, какие-то яркие режиссерские ходы, концепции… Все стремятся сделать что-то эффектное, некий проект. А получаются однодневки. Раскрутили, удивили и забыли.

Федотов_Шишкоедов_DSC8268.jpg— Театру «У Моста» исполнилось 30 лет. И все эти годы зрители восхищаются актерскими работами в ваших спектаклях.

— Потому что я не подменяю энергетики актера режиссерскими трюками. И классику я ставлю как классику. Мой театр начинается с артиста, с человека. Артиста надо взрастить, воспитать, его нельзя загонять в рамки однотипных ролей, он каждый раз должен получать другую роль, отличную от той, что была в предыдущем спектакле. Так всегда было в театре Георгия Товстоногова. И то же самое было во МХАТе. Артист должен создавать вибрацию на сцене, которая способна захватить весь зрительный зал. Тогда возникает спектакль как сеанс гипноза.

Вот мы сидим сейчас в окружении портретов одного из ярких представителей русского психологического театра Наума Орлова, который построил в Челябинске театр-дом, гремевший не одно десятилетие на российской сцене. Какие мощные артисты были у Орлова! Потому что он их собирал, растил, пестовал.

Самый театральный город России

— Согласны с тем, что вас часто называют мистиком и магом?

(Смеется.) Это я называю обыкновенным чудом театра.

— Как тщательно вы отбираете актеров для своего театра?

— Они сами притягиваются, съезжаются со всей России. Без ложной скромности скажу, что из любого актера я могу сделать личность, индивидуальность, звезду. Потому что скрытые резервы, о которых он даже не подозревает, есть в каждом человеке. Тридцать лет я провожу мастер-классы в России и Европе. Те упражнения, которые я предлагаю, могут вытащить из актера такое, о чем он никогда не подозревал. То есть найти ключ к собственному подсознанию. Главное, чтобы артист хотел этого.

 Но не все актеры способны долго выдерживать тот эмоциональный график, ритм работы, который задан в театре «У Моста». Мы работаем без выходных, репетиции бывают по 10-12 часов, не исключены ночные репетиции. Тут актеру надо понять, что миссия великого театра требует невероятного самопожертвования. Не каждый готов это сделать. Поэтому некоторые актеры уходят в другие театры, уезжают, но при встречах всегда говорят, что скучают по нашему театру.

— Вы каждый год приезжаете в Челябинск на фестиваль «CHELoВЕК театра», ваши впечатления?

— Мне шире хочется сказать о Челябинске. Я его считаю самым театральным городом России, потому что здесь сложились невероятные фестивальные традиции еще с «Театральных опытов», которые проводил «Манекен». Это был первый для нас челябинский фестиваль. И это было что-то поразительное, все просто бурлило! Я увидел огромное количество молодых, но уже знаменитых театров, познакомился с интересными российскими и европейскими режиссерами. В то время «Манекен» действительно был одним из самых лучших театров России. Это был первый особый авторский театр, созданный Анатолием Морозовым. Театр со своим мировоззрением, своим лицом. Затем появился фестиваль «Камерата», и Челябинский камерный театр зазвучал на российских подмостках. А теперь здесь каждый год замечательные театры собирает «Человек театра». Я уже сбился со счета, сколько раз «У Моста» был в Челябинске.

МакДонах был просто необходим

— И здесь, в Челябинске, идут поставленные вами спектакли.

— Да, мой спектакль «Игроки» в Камерном театре идет уже 15 лет, его любят и артисты, и зрители. Пять лет назад я здесь же поставил «Красавицу из Линэна» МакДонаха. Этот спектакль тоже ждут, у него своя публика. Поэтому я могу утверждать, что в Челябинске прекрасный зритель, который приходит на спектакли по несколько раз. И когда театр «У Моста» приезжает сюда на фестивали, то после спектаклей подходят зрители, которые видели все наши спектакли здесь. Невероятный в Челябинске зритель.

Федотов_Шишкоедов_DSC8265.jpg— Объясните свою любовь к ирландскому драматургу Мартину МакДонаху, ведь именно вы открыли его для России.

— 13 лет назад никто в России не знал, кто такой Мартин МакДонах. И я тоже не знал. Впервые я увидел спектакль по МакДонаху в Праге, это был «Сиротливый запад». Совершенно простая декорация. И вдруг выходят актеры, и начинается действо, которого я ждал всю жизнь. Правда, перемешанная с невероятным гротеском. Такой сумасшедший юмор! И столько любви к человеку, к своим героям! Я понял тогда, что хочу поставить МакДонаха немедленно, потому что в те времена столько чернухи ставилось на российской сцене. МакДонах нам был просто необходим! Его пьесу я начал переводить еще в поезде, возвращаясь из Праги. И мы сразу приступили к репетициям.

 А сейчас в России более 170 постановок по пьесам МакДонаха, они идут везде. Но мы пока остаемся единственным театром в мире, который поставил все пьесы этого драматурга. И мы единственный в мире театр, который поставил всего Гоголя. Кстати, у МакДонаха и Гоголя, у МакДонаха и Чехова много родственного.

— На этот раз вы показали челябинцам «Идиота» Достоевского. Это тоже начало театрального сериала «Весь Достоевский»?

— Да, я хочу поставить и «Бесов», и «Братьев Карамазовых».

— Верите ли вы в будущее русского психологического театра?

— Я верю, что русский театр вернется в свою стихию, что наступит такое время. Я верю, что театр «У Моста» не зря доказывает все эти годы, что зрителю нужен театр Константина Станиславского и Михаила Чехова. Можно бесконечно смотреть на море или на огонь. Смею утверждать, что живой актер сродни морю и огню. Это и есть русский психологический театр.

 Кстати, когда я ставил спектакли в Чехии, мне рассказали такой анекдот: если режиссер говорит, что работает по системе Станиславского, то его гонорар сразу увеличивается на 1000 евро. Там с ума сходят по спектаклям, в которых на первый план выводится великолепная актерская игра. И мой спектакль «Собачье сердце» получил национальную театральную премию Чехии, а я был признан в 2004 году лучшим режиссером этой европейской страны. Это что-то да значит.

Сергей Федотов, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер, создатель и художественный руководитель пермского театра «У Моста». Лауреат Национальной премии Чехии. Его постановки получили более 40 Гран-при международных фестивалей, а его спектакли по МакДонаху трижды становились номинантами и лауреатами «Золотой маски». В 2011 году пермский театр «У Моста» вошел в десятку лучших театров России по версии журнала Forbes. Это единственный театр, где идут такие спектакли, как «Дракула» и «Франкенштейн», где поставлен весь Гоголь (8 спектаклей) и все пьесы МакДонаха. Художественный метод Сергея Федотова строится на сочетании школ Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Театра жестокости Антонена Арто.

Сегодня | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

17.10.2019 | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

21.08.2019 | 12:19
Начали с Моцарта. В Челябинске прошла первая репетиция нового симфонического оркестра

Что такое первая репетиция вновь созданного оркестра? Это прежде всего знакомство музыкантов — профессиональное и человеческое. Оно состоялось. Сегодня можно сказать, что у Челябинска (наконец-то!) есть большой симфонический оркестр.

09.08.2019 | 15:06
Попрошайка или бренд? Режиссер и директор размышляют о роли театра в современном мегаполисе

История Камерного театра в Челябинске началась в конце 1980-х — не самое лучшее в финансовом плане время. Но он выжил, потому что сразу завоевал интерес зрителей и с начала 1990-х получил поддержку из бюджета региона, став государственным. Об идеалах и реалиях отдельно взятого маленького театра в условиях современной экономики и социальной политики размышляют его директор Илья Коломейский и главный режиссер Виктория Мещанинова.

Новости   
Спецпроекты