Доктора о «Шляпе». Челябинские врачи размышляют о значении уникального арт-клуба

17 Марта 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Доктора о «Шляпе». Челябинские врачи размышляют о значении уникального арт-клуба

В киноцентре им. Л.Л. Оболенского состоялось заседание арт-клуба «Шляпа» — первое после ухода из жизни идейного и духовного вдохновителя этого уникального для Челябинска места, журналиста, обозревателя газеты «Южноуральская панорама» Ирины Моргулес. Свое мнение о том, возможно ли сохранить прежнюю «Шляпу» и какое значение встречи челябинской интеллигенции имеют для города, высказали врачи Андрей Важенин и Сергей Пышкин, которые являются постоянными участниками творческих встреч.

Культовое место

Важенин_DSC9751.jpgАндрей Важенин, главный онколог минздрава Челябинской области, главный врач Челябинского окружного клинического онкологического диспансера, академик Российской академии наук:

В одну реку нельзя войти дважды. Таким, каким арт-клуб «Шляпа» был раньше, он уже не будет. Но это нормально для любого сообщества. Происходит некий виток, что-то меняется, приходит что-то новое.

Арт-клуб «Шляпа» в большей степени место «для своих». Собирать большую аудиторию в сто человек здесь не за чем, иначе потеряется его суть. Но это культовое место. Сколько в Москве, Санкт-Петербурге таких уголков, где собираются «свои», где есть своя аура, свой определенный круг. «Шляпа» — это такой же уголок в Челябинске. Это круг людей, которым дорога культура, дорога история нашей страны, края. Здесь можно получить ответы, которых не найдешь в интернете и газетах, не услышишь по радио и телевидению.

В киноцентре Оболенского, где проходят встречи, жил выдающийся режиссер, один из столпов челябинской культуры. Это одно из многочисленных подтверждений того, что в Челябинске есть культурная среда. Есть и интересная история развития науки. Но все это остается за кадром. На уровне правительства много говорится о достижениях в научно-исследовательской области. Нам действительно есть чем гордиться. Но, с другой стороны, обходят стороной важные вопросы, которые лежат за этим. Посмотрите на молодежь: много ли молодых людей в Челябинске без подготовки ответит вам на вопрос, кто такой академик Забабахин или Тимофеев-Ресовский? А вот биографии хоккеистов знают все. Мои коллеги, недавно прилетавшие в Челябинск, заметили, что единственный транспарант, который висит рядом с летным полем и который первым делом видят все прилетающие, гласит: «Челябинск — город, который живет хоккеем». Заметьте, там говорится не о металлургах, не об ученых, не о танкостроителях. Как будто кроме хоккея у нас больше нет общественно полезных и важных вещей.

Темой встречи стало столетие Февральской революции, которое отмечается в этом году. Удивительно, что это знаковое событие практически никак не освещается. С другой стороны, это ожидаемо. Некоторое время назад незамеченным прошло 150-летие с момента отмены крепостного права в России. Вся русская классическая литература начиная с XVIII века посвящена либо проблемам крепостничества, либо его отмене. Сегодня — ни слова. Или сказать нечего, или заняты делами более серьезными — чемпионатом мира по футболу, олимпиадой в Сочи. Февральская революция 1917 года — событие, которое всколыхнуло мир за последние как минимум сто лет, — и ноль освещения! Даже в советское время выходили какие-то фильмы, пусть не всегда удачные, зачастую пародийные или безграмотные. Но сейчас-то совсем ничего. Однако замолчать это событие не удастся, оно было в нашей истории. Чем больше молчания, тем больше порождается безграмотных суждений.

Теплая «Шляпа»

Пышкин_DSC0693.jpgСергей Пышкин, руководитель Центра хирургии печени и поджелудочной железы, ведущий хирург ГКБ № 8, профессор, заслуженный врач РФ:

Ирина Моргулес и Лидия Старикова, которые создали арт-клуб «Шляпа», вносили в него живость. Мне дорого это место тем, что здесь я получал свободу живого общения благодаря огромной душе его создателей и их особому чувству юмора, самоиронии. Они всем давали возможность высказаться, быть самими собой. Никогда не было протокольных выступлений. Этим «Шляпа» мне дорога. На работе ты волей-неволей в силу производственной технологии выполняешь определенную функцию. А здесь этого делать не нужно. Слушаешь, хочешь — говоришь, хочешь — нет. Удастся ли это сохранить сейчас? Не знаю. Но очень надеюсь.

Лично для меня «Шляпа» — это возможность выйти из замкнутости в своей специальности, расширить круг общения, встретить увлеченных людей, увидеть, что мир не замыкается только на медицине, хирургии и моем бесконечном поиске смысла человеческого бытия. Толку от моих поисков никакого, устаю я от них страшно. Это мазохизм. На работе этим поделиться толком некогда. Не вызовешь же врача в кабинет и не начнешь ему рассказывать о законах диалектики. А здесь я мог это делать — делиться своими «размышлизмами» о жизни. Здесь у меня было счастье быть самим собой. Это совсем другой мир. С возрастом «батарейки» неизбежно садятся. То, что грело раньше, приносило определенный драйв (сложные операции, путешествия), теперь этого не дает. А «Шляпа» подзаряжала, давала тепло.

Сказать, какое значение эти встречи имеют для культурной среды города, мне сложно. Хотя бы потому, что сначала нужно определиться, что представляет собой эта самая культурная среда и есть ли она. Общаясь с разными представителями культуры в нашем городе, могу сказать, что в их профессиональной среде много далеко не культурных вещей происходит. Как, впрочем, и в других профессиональных областях. Другое дело «Шляпа». Это круг узкий. И для меня это действительно душевное место.

08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

06.11.2019 | 11:36
Игры атома. В Озерске прошла премьера спектакля «Курчатов. Поход за вторым солнцем»

…По вечерам он любил слушать Моцарта. За два дня до своей смерти, 5 февраля 1960 года, в зале Московской консерватории он слушал «Реквием» великого композитора. Курчатов возвращался домой взволнованный и торжественно настроенный. «В этой музыке есть момент надежд и мечтаний, — говорит он своей супруге Марине Дмитриевне, — она не вся похоронная…»

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты