Шахта смерти. Найдены документы о трагедии в Карабаше

12 Мая 2020 Автор: Дмитрий Морев Фото: предоставлено Юрием Латышевым
Шахта смерти. Найдены документы о трагедии в Карабаше


Есть в поселке Соймоновском города Карабаша необычный мемориал. Он посвящен памяти 96 борцов революции. Еще один похожий памятник можно увидеть возле поселка Тургояк. И поставлен он, как считается, как раз на месте гибели тех самых 96 борцов. О ком же идет речь?

Челябинский историк Сергей Морозков уже несколько лет занимается исследованием этого вопроса. За это время ему удалось обнаружить некоторые архивные материалы, проливающие свет на события более чем вековой давности. В частности, изъятая из оборота в 1940 году рукопись «История кыштымских заводов» до сего дня никем не исследовалась, и этот источник можно считать уникальным.

Пришли чехи и белые

Известно, что в Карабаше власть белогвардейцев утвердилась 11 июня 1918 года. А вечером того же дня в город ворвалась сотня поручика Глинского и начала расправу...

— Да, с этого обычно и начинается рассказ о тех трагических событиях, — подтверждает Сергей. — Но я бы все же вернулся в 1917 год, когда в Карабашском районе многие рабочие стали записываться в Красную армию. Они-то в большинстве своем и станут жертвами. А уже в 1918 году, когда стало известно о выступлении чехословацкого корпуса и о том, что в Кыштым пришли чехи и белые, стало ясно и для жителей Карабаша, что со дня на день непрошеных гостей должны ждать и они.

У людей не было сомнений, что начнется страшная расправа. Добровольцы — красноармейцы, оставленные дома для связи или не отступившие со своими отрядами по иным причинам, спешили попрятаться в лесах, унося с собой винтовки. Часть из них, например, Василий Шмарин в компании с товарищами, скрывались на горе Югре, в 25 верстах от Карабаша. С домами поддерживалась связь.

— Но ведь чехи, вступив в Карабаш, на первых порах никого не трогали?

— Это до известной степени и успокаивало народ. Все, кто скрывался в лесах, стали возвращаться по домам, попрятав в болотах оружие. Военные власти объявили, что, дескать, все, кто сдаст оружие добровольно, будут оставлены на прежней работе. Большинство такому обещанию не поверили и решили воздержаться от выявления своего участия в Красной армии.

Но были и те, кто поверили на слово. Ночью они сходили в болото за скрытыми там винтовками, а утром отнесли их в штаб. После сдачи оружия они получили на руки квитанции и были приняты на работу.

Те же, кто не доверял власти, держались настороже, наводя через свои семьи сведения о том, чего же им ждать. Между тем атмосфера сгущалась, ходили самые тревожные слухи, хотя определенно никто ничего сказать не мог.

Недели через две объявили, чтобы рабочие шли на завод за получкой. Большинство отправились. Некоторые же, опасаясь, решили не соваться на завод. Близкие им лица толкались там и тут, чутко прислушиваясь ко всякого рода разговорам. Они-то и предупреждали своих, что даже на улице оказаться в назначенный для расчета день не следует, так как, по-видимому, готовится что-то ужасное.

Тот же Василий Шмарин, предупрежденный сыном, вновь скрылся в лесу. А вот те, кто находился в тот злополучный день на работе или явился туда за получкой, сразу же были окружены верховыми казаками.

их-было-96_3-й-слет-комсомольцев-1920-х-годов_портал-ГОСКАТАЛОГ.РФ_.jpg
Фото: портал-ГОСКАТАЛОГ.РФ

Прощание перед казнью

Уже по тому, каков был состав арестованных рабочих и как с ними обходился конвой, становилось ясно, что их ждет. Несколько человек из этой партии отпросились у конвоиров сходить домой, попрощаться с семьей и одеть на себя праздничные одежды. Сделать им это разрешили. Дома прощание было трагическое. Арестованные не сомневались, что им грозит расстрел.

— Но ведь они могли сбежать и скрыться в лесу…

— Как раз это и советовали им домашние и соседи. Однако сделать этого те не решились. Возможно, что боялись не только преследования конвоиров, но и страшились за участь своих домочадцев. И они добровольно снова вернулись на сборный пункт.

В 20-х числах июня рабочие были арестованы в разных местах: в самом Карабаше и на приисках. Затем арестованные были собраны в одну партию на Конюховском прииске.

Их-было-96_Похороны-десяти-шахтёров,-погибших-в-карабашской-шахте_Миасс_портал-ГОСКАТАЛОГ.РФ_.jpg
Фото: портал-ГОСКАТАЛОГ.РФ

Как описывается в хронике, день был ненастный. Вечером под сильным дождем арестованных верховые препроводили по грязи в село Соймоновское. Затем погнали на прииск Тругожин, что в верстах сорока от Соймоновска. Страшно представить себе весь этот кровавый путь! Тех, кто отказывался бежать, избивали и, подгоняемые плетками, арестованные бежали. Тех же, кто выбился из сил и не мог идти, казаки привязывали поводами к седлам и волочили по земле. На прииске ввели в здание волостного правления.

Ночью выгнали всех арестованных в лес версты за две от Тургояка. Подводили к разрезу и, зарубив, сбрасывали в шахту.

— Известны имена погибших?

— В шахту сброшено 96 человек, в том числе работавшие на Карабашских рудниках кыштымцы. Известны имена и фамилии или одни инициалы. Например, Казанцев Петр Васильевич 22 лет, Симонов Иван Иванович, Шипулин Г.С., Швейкин Ал. Ег., Киселев Василий, Ерошкин. Из Рождественского села — Серков, из Нязепетровска — четверо, Баранов с товарищами. Приезжие из других мест: Ольгин, Заржацкий и другие.

— И все были красноармейцы?

– Спущены в шахту были и люди, просто заподозренные в большевизме. В шахту попал, например, татарский мулла, считавшийся по какой-то причине большевиком. Угодила даже женщина по фамилии Семенова: ее приравняли к большевикам лишь потому, что два ее сына ушли с красными. Попал, например, молодой человек, сын рабочего, только за то, что успел записаться перед этим в Красную армию. Двое рабочих, бывших в отряде Савельева, ушли из отряда при отступлении и явились к своим семьям в Карабаш. И здесь нашли свою смерть, угодив в число 96 сброшенных в шахту.

— А что было с теми, кто избежал трагической участи?

— Все, кто успел скрыться в лесах, уже не показывались до самого прихода красных. А если и бывали дома, то это держали в строгой тайне. В домах их часто делались обыски. Так, например, отец Казакова, Василий Петрович Казаков, был несколько раз арестован, а затем и уволен со службы как большевик, хотя сам в партии не состоял. У Клавдии Федоровны Шмариной, жены скрывающегося рабочего Василия Шмарина, казаки проводили обыски раз до десяти, аргументируя тем, что муж ее уходил добровольцем в Красную армию.

Их-было-96_Ветераны-комсомола-1920-х-годов-у-обелиска-96-карабашским-рабочим_портал-ГОСКАТАЛОГ.РФ_.jpg

Домой вернулся седым

— Красные пришли лишь через год?

— Да, и весь этот год трупы пролежали в шахте. Красные сразу же выяснили, куда спущены были их товарищи. Оказалось, что сторож знал все: целый день будто бы слышал он даже стоны из шахты. Но разглашать этого не мог до тех пор, пока хозяйничала в районе колчаковская армия. Он прекрасно понимал, что за подобный разговор ему не сносить головы.

Тогда же была назначена особая комиссия. В определенный день собрались местные власти, нахлынул народ. Откачали из шахты воду и начали извлекать трупы. Поскольку лежали они в холодной воде, то тела почти не испортились. При этом, по свидетельству очевидцев, так вымокли, что побелели, как бумага.

Многие оказались с отрубленными головами. Сабельный удар, как видно, наносился сзади по шее. У женщины Семеновой рассечена была шашкой правая скула. Два брата Куликовых крепко обнялись и, видимо, сами бросились в шахту, не дожидаясь неизбежных сабельных ударов по шее. У Шейкина была обрублена ладонь руки: очевидно, он ухватился за шашку, стараясь предохранить себя от удара.

У некоторых оказались зажатые в руках камни: очевидно, люди эти были еще живы, когда их кинули в шахту, и хватались за стены зияющей пропасти, безнадежно пытаясь выбраться наверх.

их-было-96_Группа-старых-шахтеров_портал-ГОСКАТАЛОГ.РФ_.jpg
Фото: портал-ГОСКАТАЛОГ.РФ

Три дня извлекались трупы из шахты. Они опознавались родными, если не по лицу, так по одежде. За все время наблюдались тут самые тяжелые сцены: родители и дети, жены, родственники и друзья убитых плакали, причитали, многие падали в обморок. Один из отцов рассказывает: «Пришел я к шахте брюнетом, а побыв там два-три дня, побелел. Домой вернулся седым. Так подействовало на меня все виденное и особенно вид изувеченного сына, извлеченного из шахты с напрочь отрубленной головой».

Как свидетельствует очевидец, «толпа все время волновалась, возмущалась, кричала, посылая проклятия тем, плодом чьей «работы» было все это дело. И еще сильнее разгоралась ненависть к душителям рабочего класса, и тут же давались клятвы отчаянно — беспощадно бороться ними до победного конца».

Все трупы уложены были в отдельные гробы, залиты известкой и перевезены на Соймоновск. Там при огромном стечении народа с честью похоронены они были в братской могиле в церковной ограде. На могиле поставлен внушительный чугунный памятник, изображающий фигуру красноармейца — часового, верного стража революции…

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

19.05.2021 | 17:08
В Госдуме поддержали предложенные «Единой Россией» поправки о выплатах семьям с детьми

С начала года мерами поддержки воспользовались 53 тысячи южноуральских семей.

18.05.2021 | 16:09
Троицкие пограничники выявили большую партию препаратов с запрещенными веществами

Их перевозили в Екатеринбург для дальнейшей реализации.

Новости   
Спецпроекты