Сергей Бредихин: «Ситуацию, связанную с угрозой радикализации мигрантов в Челябинской области, удалось переломить»
Можно ли считать Челябинск городом межнациональной толерантности? На эту тему мы беседуем с директором муниципального казенного учреждения «Центр народного единства» Сергеем Бредихиным.
- Александр Кондратьев: «На мемориалах в Челябинской области регулярно происходят случаи вандализма»
- Екатерина Шумакова: «Попадание под влияние сектантов-террористов неминуемо заканчивается смертью»
— Центр еще молодой: существует с 2014 года. Как директор, я руковожу центром с 2016 года. Инициатором создания этого по-своему уникального учреждения стала администрация города Челябинска совместно с Ассамблеей народов Челябинской области. Одна из главных целей создания центра — воспитание уважения к культуре, языку и традициям народов, проживающих в Челябинске.
— Вы отметили уникальность центра. В чем она проявляется?
— Уникальность задана несколькими позициями. Во-первых, на муниципальном уровне подобных учреждений в России практически нет. Да, безусловно, есть Дома дружбы народов, которые сегодня существуют практически в каждом регионе, но это региональные организации, тогда как наш центр охватывает муниципальный уровень.
Обратим также внимание на сферу деятельности сравниваемых учреждений. Если для Дома дружбы это, прежде всего, мероприятия культурно-массового характера, то наш центр, помимо этого, эффективно работает еще в двух важнейших направлениях. Первое — это миграционная политика. У нас создана постоянная служба социально-правовых консультаций, в которой работает высококвалифицированный юрист, профессионально занимающийся проблемами, связанными с миграцией. Он дает бесплатные консультации для иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев. Только за один год — с апреля 2015 по апрель 2016 года было проведено 249 консультаций. Обращаются участники программы «Добровольное переселение соотечественников», готовящие документы для получения вида на жительство, а также граждане, желающие получить разрешение на временное проживание. Среди тех, кто обращается, есть немало мигрантов, готовящихся пройти тестирование на знание русского языка, истории и основ законодательства.
Второе направление — это полноценная исследовательская работа. В этом направлении у нас работают специалисты в области социологии и религиоведения, которые осуществляют постоянный мониторинг и анализа этноконфессиональной ситуации, а также исследуют вопросы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Можно сказать, что Челябинск стал пионером в этом направлении.
— Одной из тем ваших социологических исследований коллег стал вопрос об этноконфессиональных угрозах. Но предметом исследования стала образовательная среда. Почему?
— Ответ очевиден: формирование толерантного сознания начинается с молодых лет. Если еще в детстве ребенок не воспринял уважение к культуре других народов как само собой разумеющееся понятие, то во взрослом состоянии исправить этот пробел будет крайне сложно.
— В то время, когда ваш центр еще только формировался, вы с опасением отмечали, что растут угрозы, связанные с миграционными процессами, приводя при этом в пример случаи распространения радикализма среди мигрантов на территории России. Прошло чуть больше двух лет. Что изменилось?
— Ситуацию, связанную с угрозой радикализации мигрантов на территории нашего региона, по моему мнению, к счастью, удалось во многом переломить. А вот ситуация, связанная с недостаточной социализацией мигрантов, по-прежнему сохраняется. При этом проблема носит двоякий характер: с одной стороны, не все приезжие готовы адекватно воспринять нормы и культурные традиции нашего города и региона, с другой стороны, и местное население не всегда проявляет лояльное отношение к приезжим.
Кстати, совместно с правительством Челябинской области и администрацией города мы готовимся к проведению в ноябре специального семинара для представителей муниципалитетов по вопросам совершенствования мер, направленных на социальную и культурную адаптацию мигрантов.
— Насколько сегодня Челябинск выгодно отличается от других российских миллионников с точки зрения города межконфессиональной и межнациональной толерантности?
— Во всех городах своя, специфическая ситуация. Оценивать Челябинск логичнее всего по результатам исследований. Другими словами, очень важно, что говорят и что считают сами челябинцы. Так вот по результатам 2016 года челябинцы оценивают этноконфессиональную ситуацию в городе как стабильную. Думаю, что это хорошая оценка, в которую по мере сил стараемся внести свой вклад и мы.
Поделиться