Экокультуру – в массы. В Челябинске появится больше магазинов, продающих этичную продукцию

26 Октября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Владлена Шваб
Экокультуру – в массы. В Челябинске появится больше магазинов, продающих этичную продукцию

В столице Южного Урала, вслед за другими крупными городами страны, которые в свою очередь следуют за мировыми тенденциями, продолжает развиваться культура экологично-этичного потребления.

В городе растет количество магазинов, рассчитанных на тех, кто, с одной стороны, всерьез заботится о своем здоровье, а с другой — придерживается моральных принципов, в основе которых — минимизация вреда экологии. В начале ноября список экоторговцев пополнится новым именем — екатеринбургской сетью «Медведь». По мнению экспертов, рынок перспективен, но золотых гор владельцам этого бизнеса в Челябинске не сулит.

Полезное разнообразие

В Челябинске нишу торговли экологичными, а также диетическими товарами заполняют как онлайн-игроки, так и традиционная розница, есть и смешанные варианты. В числе наиболее известных, рекламирующихся в Интернете, в том числе через социальные сети, проектов — «Живица» (интернет-магазин biovsem.ru, два магазина — «Живица» и «Лавка здоровья» — и два отдела в торговых комплексах), «Экостория» (ecostoria.ru + магазин), «Здоровейка» (zdorov74.com), площадка для онлайн-заказов ecobiomagazin.ru, служба доставки «Эколанч» и другие.

Большинство компаний, представленных на этом рынке, торгуют несколькими категориями товара. В ассортиментных линейках встречаются, например, льняная, медовая и цельнозерновая продукция, различные виды масел (косметические, эфирные и целебные), травы и фиточаи, «живая вода» и натуральная косметика. Продаются в отдельных магазинах и рассчитанные на людей, придерживающихся по состоянию здоровья особой диеты, безглютеновые и низкобелковые продукты. А некоторые торгуют даже «этичной одеждой» и другими нон-фудом растительного происхождения.

Последние пару лет движение на рынке «здоровой продукции» активизировалось — начиная с 2013 года, в Челябинске запущено несколько подобных проектов, и это еще не предел.

Здоровые обеды

О «живительном» тренде в челябинском общепите мы уже писали. Но кроме стационарных заведений (кафе, типа «Рада» или фастфуда, типа GoodVegs) на рынке действуют еще и «промежуточные проекты» — службы доставки. В их числе — челябинский «Эколанч».

Этот бизнес (он не имеет отношения к федеральному проекту «ЭКО-Ланч», в том числе продающему франшизу) был создан в Челябинске полтора года назад. Как объясняют в самой компании, на момент открытия службы доставки полезных обедов эта услуга была представлена в нашем городе недостаточно хорошо, поэтому и было принято решение о запуске такого проекта. В «Эколанче» затрудняются сказать, насколько широк ассортимент их блюд, поскольку меню здесь постоянно обновляется, но оно, уверяют в компании, достаточно разнообразное. Средний чек составляет 220 рублей, это стоимость комплекта, в который входит 4-5 блюд.

Правда, как отмечают в компании, пока ажиотажного спроса их проект не вызывает, хотя определенная база постоянных заказчиков у этой службы доставки уже сформировалась, и здесь все же рассчитывают на то, что с годами она будет расширяться.

 — Поскольку жители промышленных городов привыкли к более грубой, мясной пище, в Челябинске с продажами полезных обедов дела идут тяжелее, чем в других мегаполисах, — рассказывает «Южноуральской панораме» Сергей Тутов, директор службы доставки «Эколанч». — Например, у меня есть друзья, которые занимаются подобным бизнесом в Екатеринбурге — там культура экологичного и здорового питания развита лучше. Но и в нашем городе она постепенно набирает популярность, молодежь проявляет к полезным обедам интерес. Люди начинают понимать, что экология серьезно влияет на наше здоровье.

Экостория с продолжением

Отдельного внимания требует сегмент розничного рынка, рассчитанный на ту же, что посещает вегетарианские заведения, аудиторию. Ниже речь пойдет о розничных проектах, ориентированных на людей, ведущих здоровый, в широком смысле этого слова (в т. ч. имеется в виду здравый подход к системе потребления в принципе), образ жизни. В таких магазинах продаются разные товары, объединенные общей идеей — все натуральное и при этом исключительно растительное.

Один из таких челябинских проектов — «Экостория», которому в ноябре исполняется два года. За это время он развился до площадки, успешно торгующий как в офф-, так и в он-лайне, и в планах владельцев замахнуться в будущем еще и на общепит.

— Именно магазин, куда можно прийти и где можно товар и посмотреть, и потрогать руками, работает с ноября 2013 года, — рассказывает «ЮП» Павел Михнюкевич, директор и совладелец «Экостории» (семейный бизнес на двоих с супругой Татьяной). — Сначала это была просто полка с нескольким десятком товаров, а с весны 2014‑го это уже полноценный розничный экомагазин с более чем 3000 наименований натуральных продуктов и косметики, которые постоянно в наличии. Расширять магазин или открывать подобные мы не планируем — хотим сохранить атмосферу единственного места с таким названием. Однако есть мысль в течение года добавить небольшой веганско-сыроедный общепит на смежной с магазином площади — если соберемся с духом и найдем единомышленников для реализации этой идеи.

Более-менее полноценное представительство этого проекта в Сети появилось, по словам его организатора, в декабре 2014‑го. На сайте ecostoria.ru можно делать заказы (есть доставка), а можно просто забирать собранные пакеты с покупками из магазина, экономя время, отмечает наш собеседник.

«Медведь» наступил на «эко»

На днях «натурально-полезная» ниша пополнится еще одним проектом, который реализует Уральский центр развития родовых поместий «Медведь» (г. Екатеринбург).

Приобрести продукцию УРЦ южноуральцы могли и до этого, но не в Челябинске, а в таких городах Челябинской области, как Магнитогорск, Кыштым, Озерск, и не в фирменных магазинах сети, а либо в ее отделах, либо просто на полках магазинов среди товаров других производителей. Но с ноября этого года у Уральского центра появятся в Челябинске собственные фирменные точки.

— Первый магазин «Медведь» мы открыли в 2009 году в Екатеринбурге, а интернет-магазин работает с 2011 года, — рассказывает нашему изданию Ольга Чернейкина, руководитель УРЦ «Медведь». — На сегодняшний день мы представлены в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Тагиле, Новоуральске. Всего в нашей розничной сети 21 магазин, в конце октября открывается еще один в Екатеринбурге, а в начале ноября — два в Челябинске, первый из них — на Комсомольском проспекте, 48.

В Челябинске «Медведь» будет открываться на площадях– 50-80 кв. м. По словам нашей собеседницы, на данный момент это будут одни из самых крупных экомагазинов в этом городе. В них будут представлены примерно 1,5 тыс. экопозиций. В их числе — уникальная кедровая продукция, изготовленная на деревянных прессах, большой выбор меда из разных регионов России, масла холодного отжима как пищевые, так и косметические, чайные сборы, целебные травы, эликсиры, цельнозерновая продукция (каши, талканы и т. д.), полезные сладости, натуральная косметика и многое другое. «Большое внимание мы уделяем продукции из родовых поселений, в том числе Челябинской области — это масла, чаи, травы, бальзамы, косметика высочайшего качества», — уточнили в «Медведе».

В столице Южного Урала на этом рынке спрос, по мнению Ольги Чернейкиной, пока намного превышает предложение. «Медведь» заходит в этот город в том числе потому, что большая доля заказов в их интернет-магазин поступает именно из Челябинска и объем их постоянно  растет. «Если сравнивать с Екатеринбургом, то количество розничных эко-лавок, магазинов и отделов в Челябинске раз в 5 меньше, и их формат не обеспечивает достаточного количества экопродукции, — говорит представитель «Медведя». — Например, только наша сеть в Екатеринбурге насчитывает 12 полноценных магазинов, в Челябинске не наберется даже в целом столько точек подобной площади, в основном это небольшие отделы в торговых центрах. И наш ассортимент несколько иной, за счет продукции собственного производства».

Неаптечное разнотравье

Как отмечают представители этого бизнеса, рынок, который они представляют, является нишевым, целевая аудитория подобных магазинов — всего несколько процентов от общего объема покупателей продуктов и косметики. «Прямой конкуренции в этом секторе не ощущается и, видимо, не будет — слишком тонкие материи работают при реализации спроса на подобном рынке, — говорит Павел Михнюкевич. — Все, кто работает в этой области, очень хорошо знают друг друга и постоянно сотрудничают».

Однако, если, к примеру, по цельнозерновой или, допустим, какой‑нибудь низкобелковой продукции экомагазины конкурируют преимущественно лишь друг с другом, то, например, в нише травяных сборов, фиточаев, а также натуральной косметики торговцы этично-экологичным товаром все же пересекаются с другим, причем довольно мощным рынком — аптечным. Правда, как уверяют адепты «здорового потребления», у них есть ряд преимуществ перед аптеками.

Так, например, в «Медведе», по словам представителя этой сети, во-первых, отдают предпочтение травам и чаям ручного сбора, а во-вторых, работают лишь с теми производителями, в качестве которых уверены. «Более того, наша компания сама производит 30 наименований чайных напитков на основе ферментированного иван-чая, травы для них собираем тоже сами, — говорит Ольга Чернейкина. — Кроме того, мы производим уникальную кедровую продукцию, а также полностью натуральную оздоровительную косметику на основе целебных масел, кедровой живицы и трав. Ни одного химического компонента в ней нет, никаких консервантов, отдушек и прочих «улучшителей». К тому же в наших магазинах можно попробовать нашу продукцию, помазать себя кремом, заварить иван-чай».

О схожих плюсах говорят и в «Экостории». По словам Павла Михнюкевича, те травы и коренья, которые предлагает экомагазин, зачастую более цельные и натуральные, чем в среднем в аптеках. Кроме того, в таком магазине часто представлен более исчерпывающий ассортимент по выше упомянутым категориям товара, чем может предложить усредненная аптека. И, наконец, спикер «ЮП» обращает наше внимание на качество продающихся в экоточках кремов и бальзамов. «Косметическая натуральная продукция, представленная у нас, скорее конкурируют с топовыми брендами зарубежной натуральной косметики, но выигрывает по цене, поскольку произведена в нашей стране».

Здравый подход к бизнесу

На рынке торговли экологичной продукцией есть достаточно большой задел и есть куда двигаться, считают наши собеседники. Но, чтобы начать заниматься таким бизнесом, нужно отчетливо понимать, что это вегетарианство и здоровое питание. И вся команда должна разделять эти убеждения — например, в коллективе «Эколанча» работают люди с более чем десятилетним вегетарианским стажем.

И еще успех зависит от ценовой политики. По мнению Сергея Тутова, необходимо учитывать две важных составляющих — покупательскую способность и максимально номинальную стоимость товара. Товар не должен быть очень дорогим, и магазин, выходящий на рынок торговли экопродукцией, не должен ориентироваться на элиту. «Хоть здорового образа жизни и, в частности, правильного питания придерживаются в основном более-менее обеспеченные люди, в той или иной степени интерес к нему проявляют все, — уточняет эксперт. — И это необходимо учитывать, если есть цель популяризировать культуру здорового питания».

Поделиться

Вчера | 13:37
Челябинские промышленники обсудили угрозы для бизнеса в 2025 году

О повышении производительности труда, борьбе с нехваткой кадров и продолжении инвестиционных программ шла речь на последнем в этом году заседании Союза промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области.

28.11.2024 | 09:36
Чего не хватает туристической отрасли Южного Урала

На заседании правительственной комиссии по развитию туризма, которое провел 25 ноября вице-премьер Дмитрий Чернышенко, были подведены предварительные итоги нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». О достижениях Челябинской области в выполнении мероприятий нацпроекта рассказал губернатор Алексей Текслер.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты